Путь к Рейхстагу. История дальневосточника Петра Кагыкина

Петр Кагыкин родился в 1912 году в алтайском селе Волчно-Бурлинское. Учился всего год — не до книг было в многодетной семье. Рано стал работать: сначала у плотника, а потом — на стройке Кузнецкого металлургического комбината. Стройка века притянула тысячи таких, как он, — упорных, негромких, но надежных. Когда комбинат запустили, Петр остался в Новокузнецке, работал разливщиком металла.

В армию он прошел еще до войны — сначала в артиллерийском полку, потом — в войсках НКВД. В 1939 году вместе с матерью и сестрой Кагыкин перебрался на Дальний Восток, в село Ленинское Еврейской автономной области. Устроился в местный колхоз, жил, как все. А потом — война.

Фото из фондов Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Призвали его снова. На этот раз — в пограничные войска. В 63-м погранотряде он был командиром отделения, артиллеристом. Но долго служить на границе не пришлось: в октябре 1942-го в Хабаровске начали формировать 102-ю стрелковую дивизию из числа дальневосточных пограничников. Петр пошел туда добровольцем. Был зачислен в 40-й стрелковый Амурский полк. Сначала стрелком, затем освоил более сложную специальность первого номера противотанкового ружья.

Так начался его фронтовой путь. Бои под Курском, Севская операция, тяжелейшие потери. Из более чем 10 тысяч человек в дивизии через пару месяцев осталось шесть с половиной. В боях под Дмитровском-Орловским Кагыкин получил свое первое ранение.

После госпиталя попал в истребительно-противотанковый артполк. Там и отличился — уничтожил в бою под Малым Козловичами 80 солдат противника, подбил два танка. За это получил Орден Отечественной войны II степени.

Из наградного листа о присвоении Ордена Отечественной войны II степени узнаем: «Младший сержант Кагыкин 21 января 1944 г. на Белорусском фронте в боях при Малом Козловичи проявил себя стойким и смелым воином при отражении вражеской контратаки в составе расчета уничтожил 80 немцев и подбил два вражеских танка».

19 сентября 1944 г. в бою под г. Томашев заместитель командир орудия младший сержант Кагыкин, отражая сильные контратаки танков и пехоты противника, уничтожил прямой наводкой до 20 гитлеровцев и сжег бронетранспортер. Когда орудие было повреждено огнем противника, Кагыкин взял ручной пулемет и пошел в атаку, уничтожил расчет станкового пулемета и еще 10 солдат противника. Личным примером стойкости и презрением к смерти воодушевил сослуживцев, которые обороняли занятый рубеж, настолько, что контратаки противника были отбиты. За это был удостоен Орденом Славы III степени – высшим солдатским орденом.

А потом был Берлин. Его штурм — кульминация войны. Рейхстаг, символ Третьего рейха, стал последней крепостью фашистской Германии.

28 апреля Кагыкин с группой бойцов под командованием майора Бондаря под огнем форсировал Шпрее. Дошли до здания, которое защищали фольксштурм и эсэсовцы. Участвовал в зачистке кварталов, лично уничтожил троих врагов. Орудие его расчета было разбито, но он остался один — и продолжал стрелять, не отступив.

Такие слова записал в своем фронтовом дневнике другой участник штурма Рейхстага младший лейтенант Юрий Яковлев: «Пыль. Смрад. Все вокруг горит. От домов остались лишь стены, от пятиэтажных домов чудовищные дворцы и замки с пустыми глазницами окон и дверей. Снизу видно, что вверх уходят одни развалины. Все разбито кругом. Улицы завалены кирпичем, хламом, нашими сожженными автомашинами. Видны шесть сожженных танков и больше десятка целых, стоят рядами. Грохот, гул - ад. Впереди немецкие траншеи - впереди Рейхстаг. Вот Берлин как дается. Эх! Танки пройдут пять метров и станут. И так понемногу идут. Скоро ли этому будет конец? Все гремит кругом. Стук разрывных пуль об стены. Падают кирпичи. Грохот и шум. Снайпера простреливают каждый проулочек. Там в тылу немец тоже не дает проходу, бьет с крыш, чердаков, с окон. Вот сволочь. Все гремит и трясется от взрывов. Кругом свистят и чертят огненными струями пули. Гибнут люди. Потери очень большие. Наши у перекрестка на мосту поставили дымовую завесу, но снайпер бьет все равно, спасаешься только тем, что бегаешь за танками и машинами».

30 апреля Петр Кагыкин с сослуживцами ворвались в подвал Рейхстага. В рукопашной схватке они уничтожили 12 солдат, шестерых взяли в плен.

«30 апреля вместе с майором М.М. Бондарь, старшим сержантом Докиным, ефрейторами Лященко и Казанцевым, участвовал в водружении советского флага над главным зданием Рейхстага» — несколько скупая формулировка из документов. Что означало «участвовал в водружении знамени»? 30 апреля во время штурма Рейхстага Кагыкин был ранен. Бой в здании длился бой почти 5 часов, пока не были уничтожены фашисты, оборонявшие здание. Но, не взирая на ранение, Петр остался в строю, прорвался к Рейхстагу с группой бойцов и привязал красное знамя к балке у входа на северном фасаде.

етр Кагыкин с женой Анной и детьми. Фото из фондов Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

4 мая 1945 г. дальневосточника представили к награждению Золотой звездой Героя СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года сержант Петр Кагыкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8966.

После войны он вернулся в Еврейскую автономию, в родное село Ленинское. Работал на погранзаставе, но здоровье уже подводило — фронтовые ранения не забылись. В 1951 году, после очередной поездки на лечение в Москву, Петр Петрович Кагыкин скончался. Его похоронили с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище.

Открытие памятника Кагыкину ПП в селе Ленинское на именной пограничной заставе, 1983 год. Фото из фондов Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Имя героя живет — в названии пограничной заставы, где он служил, в памяти тех, кто и сегодня рассказывает его историю как часть большой летописи Дальнего Востока в Великой Победе.