«Субботние хроники: истории московских поставщиков»

Династия Рябушинских. «Все для дела — ничего для себя»: от текстильной лавки до автомобильной промышленности и авиации

«Субботние хроники: истории московских поставщиков»
© Вечерняя Москва

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Создатели финансово-промышленной империи, крупные меценаты, благотворители и патриоты России — это все о представителях династии Рябушинских, основателем которой является Михаил Яковлевич Яковлев (1786–1858). Он родился в крестьянской семье Яковлевых в Ребушинской слободе Калужской губернии и упорно трудился, мечтая жить, ни в чем не нуждаясь. В 1802 году предприниматель записался в третью московскую купеческую гильдию и занялся торговлей в Холщовом ряду Гостиного двора. После Отечественной войны 1812 года торговец был разорен, и ему потребовалось 12 лет, чтобы восстановить свой бизнес. За это время он сумел наладить свое дело: капитал вырос в 27-тысячное состояние, а шерстяные ткани 40 видов продавались в пяти лавках Рябушинского в Москве. Накопив денег и женившись, Михаил Яковлевич стал жить в собственном доме в Замоскворечье вместе с семьей. В 1824 году он решил сменить фамилию на Ребушинский, происходившую от названия родной слободы. Фамилия трансформировалась в Рябушинский гораздо позднее в 1850-х.

Принципам его деловой репутации неустанно следовали и наследники текстильного бизнеса: «некрепко то, что неправдой взято. Не удержишь». Михаил Яковлевич, начинавший с одной тысячи рублей и лавки в Холщовом ряду, открыл три фабрики. В его лавках можно было найти широкий ассортимент разных тканей — от армяка до импортной и экзотической «лянзи вульзи». Но основной целью было развитие собственного производства. Михаил Рябушинский умер в 1858 году, а весь бизнес отошел его сыновьям Павлу (1820–1899) и Василию (1826–1885).

Все братья так или иначе продолжили дело отца. Наиболее одаренным коммерсантом из них оказался Павел. Фундаментом делового успеха Рябушинских второго поколения стало расширение производства текстиля в Вышнем Волочке. Уже на следующий год после покупки первой Вышневолоцкой мануфактуры в 1869 году ее продукция по­лучила золотую медаль на очередной Всероссийской выставке. Исходное сырье — хлопок — проходило здесь полный цикл обработки от изготовления пряжи до готовых окрашенных тканей. Спустя пять лет здесь же были построены еще две мануфактуры — красильно-отбельная и ткацкая. К началу 1880-х продукция бра­тьев Рябушинских была известна всей России, а в 1882 году за новаторство и первосортную хлопчатобумажную продукцию предприниматели получили право размещать Государственный герб на своих вывесках и продукции.

После смерти Павла Михайловича его дети получили капитал в 20 миллионов рублей, который поделили поровну восемь сыновей: Павел (1871–1924), Сергей (1872–1936), Владимир (1873–1955), Степан (1874–1942), Николай (1877–1951), Михаил (1880–1960), Дмитрий (1882–1962) и Федор (1885–1910).

Молодые Рябушинские потрясли Москву новым для России деловым размахом в промышленности и банковском деле, став настоящими лидерами индустрии. У всех членов династии было прекрасное образование: Владимир, например, знал шесть языков, Дмитрий стал ученым-гидроаэродинамиком, а сестра Евфимия разбиралась в искусстве — коллекция ее картин хранится в Третьяковской галерее. Во главе семейного бизнеса стоял старший брат, Павел Павлович. Под его руководством произошло внедрение технических новинок и расширение сферы предпринимательской деятельности династии — велись лесное хозяйство, рекультивация вырубок, производство стекла и бумаги. Рябушинские становились примером для деловой среды того времени и за счет ответственной социальной политики — при фабриках были организованы ясли, школы и богадельни, а рабочий день на мануфактурах сократили с 11,5 до девяти часов.

— Свое фабричное дело мы любили и ценили. Родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей, — вспоминал Владимир Рябушинский. Если в 1875 году на фабриках было 32,3 тысячи веретен, 316 ткацких станков, то в 1914 году действовало 94,4 тысячи веретен и 2,1 тысячи ткацких станков. На предприятиях трудились 4,5 тысячи человек.

В 1902 году Рябушинские учредили Банкирский дом, через 10 лет преобразованный в Московский банк с отделениями в разных городах империи. Организация стала первым и единственным частным банком в России, публиковавшим свои ежемесячные и годовые отчеты. В 1903 году по проекту архитектора Федора Шехтеля на Биржевой площади в Москве было построено здание банка Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского. К 1917 году основной капитал банка вырос до 25 миллионов рублей, объем вкладов и текущих счетов достиг 250 миллионов рублей, а размер дивидендов составил 6–6,5 процента годовых. Банк занимал 13-е место среди финансовых учреждений Российской империи.

Предприниматели рассматривали масштабирование за рубеж: в рамках внешнеэкономической деятельности Рябушинским принадлежала идея создания крупнейшей экспортной компании по поставкам льна — 80% сырья на мировой рынок поставляла Россия, однако экспорт был в руках иностранцев, которых не интересовало развитие сбыта и переработки. В 1912 году Рябушинские открыли Русское акционерное льнопромышленное общество вместе с Сергеем Николаевичем Третьяковым, что способствовало прекращению зависимости экспорта от зарубежных компаний.

С именем династии связано и появление первого автомобильного завода в России. Степан вместе с братом Сергеем, видя острую нехватку грузового автотранспорта на фронте в 1916 году, основали Товарищество Московского автомобильного завода, где намеревались начать производство грузовиков по итальянской лицензии. Завод был спроектирован с тем расчетом, чтобы при необходимости было возможно выпускать авиационную технику. Но из-за трудностей, связанных с транспортировкой необходимых станков из США и Швеции, производство пришлось отложить до следующего года. В 1918 году предприятие было национализировано. Братья лишились бизнеса и эмигрировали. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единицы — в 1917 году, 779 — в 1918 году и 108 — в 1919 году, а затем превратился в крупные ремонтные мастерские. После революции заводу было присвоено имя его первого советского директора — Ивана Алексеевича Лихачева (ЗИЛ).

В 1904 году Дмитрий Рябушинский основал первый в Европе Аэродинамический институт. Наряду со своим учителем Николаем Егоровичем Жуковским предприниматель считается основоположником российской авиации. В сферу его интересов входили и космические перелеты. В 1916 году прошли испытания безоткатного орудия системы «ракета в пушке», положившего начало современной реактивной артиллерии.

А Федор Рябушинский был инициатором первых научных экспедиций по изучению Камчатки и Дальнего Востока, занимался разведкой и добычей радия и нефти, финансировал работы выдающегося ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Брат Николай был не столько известен успехами в бизнесе, сколько размахом светских приемов, благодаря которым широкую популярность получили художники и поэты Серебряного века — Александр Блок, Константин Бальмонт, Александр Бенуа, Валентин Серов и другие. Николай Рябушинский издавал художественный журнал «Золотое руно», который выходил в Москве в 1906–1909 годах, а также организовывал выставки. Одними из самых известных стали экспозиции «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотого руна» (1908) — первый в России масштабный показ новейшего западного искусства, который включил работы Винсента Ван Гога, Андре Дерена, Анри Матисса, Кеса ван Донгена, Жоржа Брака, Альбера Марке, Луи Вальта.

Рябушинские стали примером прогрессивного нового поколения промышленников России конца XIX — начала XX веков, которые жили «с пользой для Родины». В Москве с этой династией связано уникальное архитектурное наследие — особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице, в котором сейчас расположен музей-квартира Максима Горького.