Ректор МФТИ Ливанов - о подготовке инженеров, ЕГЭ по физике и приемной кампании
Сквозная тема ПМЭФ - подготовка кадров для экономики страны. О том, какой выпускник вуза сегодня востребован, в чем секрет успеха выпускников МФТИ и что нового вуз приготовил абитуриентам этого года, в интервью "РГ" на полях ПМЭФ рассказал ректор Физтеха Дмитрий Ливанов.
Дмитрий Викторович, каким сегодня должен быть выпускник вуза, чтобы его ждали работодатели?
Дмитрий Ливанов: Каждый работодатель хочет получить классного специалиста, который будет успешен в своем деле. Частная компания ждет, что он будет приводить к росту прибыли, научная организация ожидает новых блестящих научных результатов. Сейчас нам требуется более качественная подготовка инженерных кадров в связи с проектами национального лидерства, и это определяет новые требования к системе инженерного образования.
Стартовала приемная кампания в вузы. Что для МФТИ в нынешнем приеме самое важное?
Дмитрий Ливанов: В этом году особых изменений именно у нас не произошло. Но в любом случаем все изменения, которые планируются должны быть объявлены заранее, чтобы и школьники, и учителя, и родители, да и вузы успели к ним адаптироваться. Например, новые перечни ЕГЭ. Важно, чтобы школьники уже в девятом классе получали информацию о том, какие экзамены им предстоит сдать после 11-го, если они хотят поступить в тот или иной университет.
Сейчас обсуждается идея - и я ее сторонник - приема на технические направления подготовки по сумме трех экзаменов: математики, физики и информатики, и зачету по русскому языку. Школьникам обычно нужно два года, чтобы подготовиться к экзамену. И очень правильно объявлять об этом два-три года до того, как эти изменения вступят в силу будут. Так у всех будет возможность планировать свою работу, распределить время и нагрузку и хорошо подготовиться к предстоящей приемной кампании.
В этом году МФТИ открывает набор в Высшую школу современной математики. Новинка года?
Дмитрий Ливанов: Да, можно сказать, что это новый факультет фундаментальной математики. Он небольшой - всего 15 студентов. Математическая программа абсолютно международного класса: преподаватели самого высокого уровня - математики, которые занимаются мировыми исследованиями. Программа эта совместная с Независимым московским университетом, который был основан в 1991 году группой ученых-математиков. И это тоже один из знаков качества. Ждем на этой программе абитуриентов с высоким уровнем подготовки в области математики: победителей и призеров всероссийской олимпиады по математике и тех, кто прекрасно сдал ЕГЭ по профильной математике.
МФТИ называют "кузница миллиардеров". В чем секрет успеха ваших выпускников?
Дмитрий Ливанов: Все-таки успешность измеряется не только в деньгах. Но выпускники МФТИ успешны в любом деле. И я считаю, здесь есть два главных фактора. Первый - их личный талант, который достался от родителей. А второй - это то, что им дал Физтех: способность интенсивно трудиться, ставить цель и добиваться ее осуществления, решать сложные задачи, которые до этого никто не решал.
Рособрнадзор объявил о росте числа выпускников, которые выбрали ЕГЭ по физике. В МФТИ придет больше абитуриентов?
Дмитрий Ливанов: Мы всегда радуемся, когда школьники выбирают физику. Но даже до уровня 2018-2019 года по числу тех, кто сдает ЕГЭ по физике, нам еще далеко. Поэтому чем больше одиннадцатиклассников будет выбирать физику, тем лучше будет подготовка инженерных кадров, поскольку будет более высокий, с точки зрения качества, набор в технические и инженерные вузы. Но Физтех относительно небольшой вуз: мы берем на первый курс всего тысячу человек, и у нас никогда не было и не будет проблем с набором. Но очень важно, чтобы массовое инженерное образование было обеспечено абитуриентами, а потом студентами с хорошими знаниями по физике.
В течение двух лет все вузы перейдут на новую систему высшего образования. Что сейчас самое главное для университетов на этом этапе?
Дмитрий Ливанов: Самое главное - сделать так, чтобы переход прошел безболезненно и для абитуриентов, и для самих университетов, чтобы не было неприятных неожиданностей. Эти перемены - во благо, так как новая модель высшего образования создает больше возможностей, прежде всего, для студентов с точки зрения их профессионализации. Будет больше способов, инструментов, чтобы получить качественное образование.