Воздушные асы: первые Герои Великой Отечественной войны
Первыми советскими Героями времен Великой Отечественной войны стали военные летчики. 28 июня 1941 года младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили воздушные тараны, за что 8 июля первыми среди всех участников войны удостоились высшего звания. Вместе с ними получил награду и их сослуживец Михаил Жуков, совершивший таран на следующий день. Подробнее о первых героях войны — в материале MIR24.TV.
Героический полк
Товарищи, получившие первыми звания Героев, служили в одном истребительном авиационном полку ПВО-158. Полк был сформирован меньше, чем за год до войны. 25 июля 1940 года вышел приказ, а сам процесс формирования занял чуть больше двух месяцев: с 18 сентября по 30 ноября того же года. Первым командиром полка стал майор Аркадий Афромеев, комиссаром — Яков Журавлев. Полк входил в состав пятой смешанной авиационной дивизии Ленинградского военного округа. Базировался он на аэродроме Кресты во Пскове.
Основой полка стали летчики, участвовавшие в Советско-финляндской войне. Большую часть полка набрали из недавних выпускников военных авиационных училищ. В их числе — три будущих Героя. Формирование было вооружено 46 самолетами И-16 и 20 Як-1.
Уже 7 июля 1943 года полк получил гвардейское звание и стал именоваться 103-м гвардейским истребительным авиаполком ПВО. За годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали восемь летчиков полка.
Степан Здоровцев
Степан Здоровцев родился 24 декабря 1916 года в Ростовской губернии, на хуторе Золотаревка. Отец, Иван Здоровцев, был крестьянином. Он сделал все, чтобы его дети смогли получить хорошее образование. Степан окончил девятилетнюю школу, после продолжил учение в Константиновской тракторно-механической школе. Позже семья переехала в Астрахань. Там Степан устроился работать в слесарные мастерские, а потом ушел в судоремонтные — поближе к морю. Всего за пару лет Степан Здоровцев вырос из слесаря-судоремонтника до механика баркаса ОСВОДа (Общества содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях), а потом и до начальника Астраханской городской станции ОСВОД. Там же он получил профессию водолаза, потому что они требовались на станции.
Тогда же молодой человек увлекся другой стихией — воздушной. Как и многие молодые ребята, он пришел в аэроклуб по комсомольской путевке. В то время страна развивала воздушный флот и кадров катастрофически не хватало. Так, в 1938 году Здоровцев вдобавок к диплому водолаза получил диплом летчика-любителя. Наступило время призыва, и Степана направили в Сталинградское военно-авиационное училище. Он прошел обучение по двухлетней программе, в октябре 1940 года закончил учебу и получил звание младшего лейтенанта. Тогда его направили в 158-й истребительный авиаполк, базировавшийся во Пскове.
Петр Харитонов
Второй Герой родился в семье крестьянина Тимофея Харитонова 16 декабря 1916 года, в селе Княжево Тамбовской губернии. После получения аттестата о среднем образовании Харитонов решил отправиться на Дальний Восток, где происходило освоение земель. Поработав плотником на дальневосточных стройках, будущий герой решил сменить деятельность и поступил на педагогические курсы. По окончании курсов он отправился работать учителем в среднюю школу №12 города Улан-Удэ.
Молодой педагог успел поработать пару лет, после чего был призван в армию. Харитонова направили в Читу, в 30-ю военную школу пилотов, которая была только создана — приказ о ее формировании был отдан 19 августа 1938 года. Уже в октябре 1939 года вся авиашкола была переведена под Ростов-на-Дону, в Батайск. Там Петр заканчивал последний год обучения. В июне 1940 года Батайская авиационная школа пилотов имени Серова выпустила 542 младших лейтенанта ВВС, прошедших двухлетний срок обучения. Это был первый выпуск школы, а выпускники пополнили ряды Красной армии. Тогда Харитонов был направлен в 158-й истребительный авиаполк под Псковом.
Младший лейтенант Харитонов был талантливым летчиком. Командование направило его в Пушкин на курсы командиров звеньев, где он мог не только учиться, но и обучать своих товарищей. После выпуска из школы Харитонов принял участие в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде в честь Первомая. А уже через несколько месяцев наступила война.
Каким был подвиг?
Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили свои тараны в один день. Первым пошел на таран Петр Харитонов — это был его первый боевой вылет. Около часа дня группа истребителей 158-го авиаполка полетела на перехват немецких бомбардировщиков, прорывавшихся к городу Остров. В самый разгар боя, когда Харитонову представилась возможность сбить «Юнкерс-88, выяснилось, что пулеметы его И-16 не действуют. Тогда младший лейтенант ударил пропеллером своего И-16 по хвостовому оперению бомбардировщика и сбил его этим ударом. Несмотря на то, что винт оказался поврежден в результате тарана, Харитонов сумел довести свой истребитель до аэродрома и уже через два часа с замененным пропеллером отправился в новый боевой вылет.
Спустя час на таран пошел и Степан Здоровцев. Он поднялся на перехват фашистского бомбардировщика «Хейнкель-111, отбившегося от основной группы. Несколько атак не дали результата. Когда же истребителю удалось занять идеальное положение для стрельбы, выяснилось, что он истратил весь боезапас. Тогда младший лейтенант Здоровцев решил таранить бомбардировщик: двумя ударами буквально отрезал ему хвостовое оперение, после чего поврежденным 80 километров летел до своего аэродрома. 28 июня 1941 года, когда о таранах узнало командование, летчиков решили представить к самым высоким наградам. Эту идею поддержали в Москве.
Судьбы Героев в итоге сложились по-разному. Младший лейтенант Степан Здоровцев не вернулся из боевого вылета на следующий день после награждения — 9 июля 1941 года. Старший лейтенант Михаил Жуков погиб в воздушном бою 12 января 1943 года. А Петр Харитонов воевал до Победы, прослужил в ВВС еще 10 лет и уволился в запас в звании полковника.