Театр кукол Кузбасса показал 22 июня спектакль по повести Богомолова "Иван"
Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара в День памяти и скорби показал премьерный спектакль "Иван" по одноименной повести Владимира Богомолова.
Написанная в 1957 году повесть вошла в сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне "Венок славы" и была переведена на многие языки. К ней не раз обращались мастера театра и кино. Достаточно вспомнить фильм Андрея Тарковского "Иваново детство", принесший молодому кинорежиссеру мировую известность. Кемеровская постановка - очередная попытка показать всю глубину трагедии войны, сломавшей жизнь двенадцатилетнего мальчишки. Он пережил то, что многим взрослым не снилось. Гибель родных, лагерь смерти, партизанский отряд, опасные вылазки в тыл врага. Нет, детство Ивана - не игра в солдатики, а тяжелая, опасная работа, и думает он только об одном - сделать свою работу хорошо, чтобы отомстить врагу. Потому так странно ему слышать от старших товарищей: "Ты еще маленький".
- Повесть Богомолова зацепила меня, заставив задуматься: а сколько еще таких историй было, о которых мы не знаем? Сколько было таких Иванов? Мы не говорим в данном случае о войне глобально, она показана через историю одного маленького человека. Через эту историю зритель может все осознать и почувствовать, - поделился главный режиссер театра Станислав Садыков.

Наблюдая за происходящим на сцене, каждой клеткой ощущаешь тревожную атмосферу, суровую правду войны. Великолепная работа художника Василисы Шокиной и композитора Сергея Осокина создает особое настроение и помогает дойти до сути каждого звучащего со сцены слова. Кстати, готовясь к премьере посвященной 80-летию Победы, в театре устроили читку литературного материала с участием зрителей.
"Выбрать такую тяжелую и психологически сложную повесть для театра кукол - это уже вызов. Театр не боится говорить о сложных вещах, и это заслуживает уважения", - один из многочисленных положительных отзывов о постановке. Ее авторы придумали интересное решение: роли (все они без исключения мужские) озвучивают одни актеры, а куклами управляют другие. Последние, сбросив в какой-то момент темные и мокрые от дождя плащи, предстают в белых одеждах и женском обличье.
- Казалось бы, можно поставить на сцену актеров-мужчин, но я вдруг задался вопросом: война, любовь, смерть, жизнь - все эти слова женского рода. Хотя говорят, что у войны не женское лицо. Такие вот противоречивые моменты. И я решил, что, наверное, именно женщины должны провести наших героев через эти события, - продолжает Станислав Садыков.
Движения ангелов с женскими ликами бережны и нежны, в них есть какая-то спокойная неземная сила. Такая, что веришь: она и поднимет, и спасет. Спектакль, как и повесть Владимира Богомолова, заканчивается трагически. Но в финале женщины в белых одеждах входят в воды Днепра, берег которого, собственно, и является местом действия. Через 80 лет мы снова вошли в эту реку. На самом деле, не так уж много с тех пор воды утекло. И так понятны слова бойцов, провожающих Ивана на его последнее в жизни задание: "Чтобы ты вернулся и больше не уходил".
