Герой Советского Союза №28
Первым в истории советской армии связистом, который получил звание Героя Советского Союза, стал Пётр Павлович Десницкий. Произошло это в 1936 году за бои в Испании. Более того, Десницкий стал одним из первых, кто был удостоен самого высокого в Советском Союзе звания. А уже в 1980-е Пётр Павлович стал жителем нашего города, переехав сюда из Белгородской области. Пётр Павлович Десницкий — крестьянский сын. Родился он 13 июля 1911 года в селе Новенькое, ныне Ивнянского района Белгородской области. Окончил 9 классов и школу ФЗУ авиационной ремонтной базы в Москве. Ещё школьником он увлёкся радиолюбительством, сам мастерил детекторные приёмники. Когда его призвали в 1933 году в Красную армию, он сразу определился со своей воинской специальностью и попросился радистом в авиацию. После окончания школы младших авиаспециалистов служил стрелком-радистом. К тому времени в Испании шло противостояние между республиканскими силами и националистами. Мятеж против республиканского правительства начался 16 июля 1936 года. Разгорелась гражданская война, в которой Советский Союз, конечно же, поддержал республиканцев. Первые советские авиационные специалисты прибыли в Испанию в середине сентября 1936 года. В качестве добровольца-интернационалиста в боях за республиканскую Испанию участвовал и П.П. Десницкий. С сентября по декабрь 1936 года он воевал в качестве бортстрелка на бомбардировщике «Potez», входившем в состав 1-й бомбардировочной интернациональной эскадрильи на Центральном фронте под Мадридом. Она была сформирована в городе Альбасете на базе закупленных во Франции семи стареньких «Potez». Командовал эскадрильей испанец Мартин Луна, бывший капитан королевской авиации. Пётр Десницкий оказался в составе совсем уж интернационального экипажа. Командовал бомбардировщиком болгарин (это был знаменитый лётчик Волкан Горанов), вторым пилотом, бортмехаником и воздушным стрелком были испанцы, ещё два воздушных стрелка — русские, а штурман — украинец. Правда, командир воздушного корабля поначалу «шифровался» — называл себя турком, Халилем Экремом. Но на самом деле это был болгарин Захари Захариев. Он служил лётчиком в одной из болгарских воинских частей и за участие в первомайской демонстрации был отдан под суд. Но ему удалось бежать в Советский Союз, где Захари знали под именем Волкана Горанова. Большая Балашиха Первый боевой вылет эскадрильи состоялся 27 октября 1936 года в район вражеского аэродрома. «Эскадрилья правительственных самолётов после длительного периода бездействия появилась над аэродромом мятежников в Талавере (160 км от Мадрида) и сбросила бомбы, которыми были разбиты 15 самолётов мятежников, — писала о тех событиях газета “Правда”. — Операция была выполнена успешно, несмотря на сильный зенитный огонь. Фактически в Талавере был полностью уничтожен аэродром противника». Потерь 1-я интернациональная бомбардировочная эскадрилья до поры до времени не имела. Следующей целью стала бомбардировка скопления войск и техники мятежников в небольшом городке Навалькарнеро, который находился в 30 километрах юго-западнее Мадрида. Произошло это 31 октября 1936 года. Как только экипаж, в составе которого был Десницкий, набрал высоту, неожиданно появились восемь вражеских истребителей. Это были новенькие немецкие машины «Хейнкель-51» — в то время лучшие в мире. Они без труда атаковали три тихоходных «Потэ». Десницкий и другие воздушные стрелки открыли огонь — безрезультатно. Более того — пилотам «Хейнкелей» удалось вывести из строя один из моторов самолёта Горанова. «Потэ» потерял скорость и стал отставать, но задание командования всё-таки выполнил — бомбы на врага сбросил. Однако противник не сдавался — атака следовала за атакой. Тяжелораненый Десницкий сумел сбить самолёт противника. Но находиться на боевом посту он больше не мог — из нижней кабины раненого стрелка с помощью бортмеханика вытащил штурман, а потом занял его место за пулемётом. Ранение получили и два других члена экипажа, в том числе командир Горанов. Вскоре вышел из строя и второй мотор самолёта. Высота — тысяча метров. В кабине сделалось тихо, слышно было только, как стонет Десницкий. Бомбардировщик в свободном планировании быстро терял высоту… Выручил всех Волкан Горанов. Стиснув зубы от боли в ноге, он всё-таки дотянул до нейтральной полосы, экипажу чудом удалось выбраться из горящего самолёта. За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, Пётр Павлович Десницкий 31 декабря 1936 года был удостоен звания Героя Советского Союза под № 28. В 1941 году майор П.П. Десницкий окончил Военно-воздушную академию, в 1942 году — курсы усовершенствования командного состава при этой же академии. На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Сражался на Курской дуге, воевал на 1-м Прибалтийском, Брянском фронтах. Участвовал в советско-японской войне 1945 года. С 1948 года майор П.П. Десницкий – в запасе. Жил в посёлке городского типа Ивня Белгородской области. Работал в отделе кадров совхоза имени Ленина. В 1987 году вместе с семьёй переехал в город Железнодорожный, который сейчас входит в состав городского округа Балашиха. Умер 19 сентября 1993 года. Похоронен в Балашихе на Пуршевском кладбище. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в столичном Парке Победы. Одна из главных улиц посёлка Ивня носит имя Героя. Большая Балашиха Алексей Галанин