Среднерусский институт управления отправил на фронт 25-й гуманитарный конвой

Когда я учился в советской школе, у нас были шефы. Первая образцовая типография. Соседней школе больше повезло - кондитерская фабрика "Рот-Фронт". Да и в институте были шефы. Олифа для полов - пожалуйста. Краска, линолеум и даже мастера для экстренного ремонта - все шефы. А сейчас сами институты стали шефами. Время такое - СВО.

Среднерусский институт управления отправил на фронт 25-й гуманитарный конвой
© Российская Газета

Директор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Павел Меркулов, как только началась спецоперация, собрал ученый совет.

- Мы не должны оставаться в стороне! - и профессора с доцентами дружно подняли руки.

Появилось объявление, и старосты стали принимать от студентов банки тушенки, крупы, макароны. Это раньше считалось, что студент всегда голодный. А сейчас они подрабатывают, сидят в кофейнях, иногда в ресторанах. Ну, не попил разок кофе. Зато польза какая!

Параллельно в мастерских было организовано плетение масксетей и изготовление окопных свечей. Через месяц загрузили "Газель", и первый гуманитарный конвой пошел на фронт.

Тут я уточню. Конечно, формально нельзя говорить "гуманитарный" по отношению к нашей армии. Она же не переживает катастрофу. Ну так уж повелось. Гуманитарный - это значит человечный. Тепло окопных свечей, тепло студентов, а не оружие.

В первый раз я поехал с конвоем в декабре 2023-го. Это был 15-й рейс. Машины из Орла прибыли в Старобельск. Остановились у администрации. Открыли борта. А там подарки в детский дом к Новому году. Кондитерка и даже стиральная машина. Тетрадки, краски и постельное белье. Глава администрации полковник Владимир Чернев принял нас в своем кабинете. Говорил хорошие слова, но кратко, по-военному. Тогда еще фронт был в 30 километрах. То и дело бухало.

Но главный груз был в огромном КАМАЗЕ. Перегружали прямо с борта на борт. Рулоны линолеума. По 300 килограммов каждый. Это очень подходящий материал для обустройства блиндажей. Радость дневального. Протер тряпкой - и порядок. А 600 литров хлоргексидина (он нужен фронтовым госпиталям) грузил лично директор. И доценты с кандидатами. Военные были благодарны. На сайте администрации вынесли официальную благодарность. И мою фамилию внесли. Тут явная ошибка. Но приятно.

...И вот сейчас. Позвонил мне Меркулов в три часа ночи и говорит:

- Только быстро. Хочешь поехать? Я на Вернадского...

Еду в машине с доктором исторических наук, профессором, заместителем председателя Орловского областного совета народных депутатов, кавалером трех орденов. Александра Невского вручили буквально на днях. А машина скромная. Из прошлого века. В Ельце должны встретить институтскую колонну. Дорога дальняя. Кемарим. Встретились с остальными участниками гуманитарной миссии только утром. Тут и пресс-секретарь Сергей Федотов. И помощники и заместители.

Кроссовый байк на "нуле" - это как торпедный катер. Моментально достиг цель, поразил и скрылся. Без них, как без дронов, на войне делать нечего

- Что везем?

- Мотоциклы. 8 штук. Кроссовые, или, как теперь говорят, "Эндуро". 350 кубов. Зверь машина, - не без гордости поясняет заместитель директора института Вячеслав Горынин. - Без них, как без дронов, на войне делать нечего...

Я потом беседовал с ребятами, которым предназначались мотоциклы. Кроссовик на "нуле" - это как торпедный катер. Моментально достиг цель, поразил и скрылся. Есть одно "но". Мотоцикл по пересеченке развивает максимум 60 км/час. А с раненым и сорока не набирает. И дело тут не в мощности. Довезти бы. А дрон летит и 100 и 120 км/час. Но на такой скорости дрону сложно маневрировать. Ему обычно надо зависнуть и прицелиться. Вот этим и берет мотоцикл. Но бывают и мины. Тогда водитель летит в сторону. И дай Бог, чтобы его осколки не накрыли. Я видел искореженных "коней". Колесо и вилка - все. А вот движок еще послужит. Так что мотоциклы здесь - расходники.

...Подъезжаем к границе. Опять-таки добавлю, что это административная граница. Но досмотр как на государственной. Безопасность требует. Огромная очередь на досмотр. Наши фуры проскочили по спецполосе. А мы стоим за какой-то ржавой "копейкой" полтора часа.

- Что такое? - удивляется Меркулов. - В прошлый раз мы тут проскочили со свистом. А! Понимаю! Сегодня День пограничника. Не забудьте поздравить парней!

...Приехали на базу. Открыли камазовский тент. А там покрышки для "уазика". Тоже, между прочим, расходники. Знаете, сколько они выдерживают по дорогам войны? Тысяч пять-семь. Это если на засаду не напороться.

- А где же мотоциклы?

- Там, у кабины.

Наконец выкатывают сияющих свежим лаком "коней". Хоть завтра на соревнования. Завели один для пробы. Тарахтит. Но весь блеск и хром на войне ни к чему. Уже завтра их покрасят в цвет хаки. Оборудуют спецаппаратурой, связью - и в бой! Сфотографировались на память у техники. Только один человек стоял в сторонке и стеснялся фотографироваться. Это был орловский предприниматель Алексей Шалыгин. Он вместе с коллективом Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС помогал приобретать мотоциклы. А покрышки просто его. Как я ни уговаривал его встать в строй - не получилось. Вот такие люди у нас есть.

...Мы возвращаемся. А навстречу нам пошел новый конвой из Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. Четыре "Камаза" с пиломатериалами. 50 кубов древесины. По моим подсчетам, это 250 метров оборудованных окопов в полный рост. Павел Меркулов профессор. Он знает, что нужно на фронте для победы. И помогает всем институтом. Всей Орловской областью.

Справка "РГ"

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС отправил за время операции в зону СВО свыше 8000 тонн помощи.

Автомобили: 7 легких внедорожников.Квадроциклы: 5 единиц.Мотоциклы: 30 единиц.Бензиновые и электрогенераторы: порядка 100 единиц.Бензопилы: порядка 50 штук.Пиломатериал (доска, брус, тес): более 800 кубометров.Электрообогреватели и тепловые пушки: более 100 штук.Продукты питания (крупы, сало, мед, картофель, печенье и др.): порядка 1000 тонн.