«Это не я! Выгоните оператора!» Последняя тайна сталинской кинозвезды. Почему Марина Ладынина исчезла с экранов?

Из театра – в кино

«Это не я! Выгоните оператора!» Последняя тайна сталинской кинозвезды. Почему Марина Ладынина исчезла с экранов?
© runews24.ru

В сталинские времена кинематограф был, пожалуй, главной составляющей искусства. Практически каждая картина становилась событием, а те, кто в них «засветился», - народными любимцами. 30-40-е годы прошлого века дали стране несколько десятков артистов, талантом которых восхищались миллионы.

В их числе – белокурая девушка из далекого сибирского края с красивой внешностью и восхитительным голосом. Совсем юной приехала в Москву та, которой было суждено стать одной из самых величайших советских киноактрис. Правда, тогда, в конце 20-х, имя Марины Ладыниной никому ни о чем не говорило, но уже к середине следующего десятилетия она прославилась на весь Советский Союз.

Вообще, Ладынина должна была стать театральной актрисой. Ведь, приехав в столицу, она с первой попытки поступила в ГИТИС, где считалась «особо одаренной». После окончания творческого вуза ее сразу же приняли во МХАТ - там она даже успела сыграть несколько ролей на одной сцене с такими корифеями театра как Ольга Книппер-Чехова и Василий Качалов. Ладыниной посчастливилось не только застать, но и общаться с величайшими театральными педагогами и идеологами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

Как вспоминала позднее актриса, Станиславский даже указал ей однажды на главный недостаток, который, по его мнению, мешал ей на сцене - слишком длинные руки при небольшом росте. Несмотря на то, что и критики, и коллеги по актерскому цеху прочили ей большое театральное будущее, судьбу (творческую и личную) изменила встреча с режиссером Иваном Пырьевым.

Режиссер Пырьев на съемках одной из своих кинолент

 

Начиная с первой совместной картины «Богатая невеста», полюбившийся зрителям тандем Ладынина – Пырьев негласно, а зачастую и в открытую, стали соперничать с другой кинематографической парой Орловой – Александровым. Вообще, в сталинские времена именно Любовь Орлова считалась первой актрисой советского кино, что, естественно, не нравилось амбициозному Ивану Пырьеву.

Он сделал все, чтобы слава Ладыниной ни в чем не уступала «орловской». Как итог – пять Сталинских премий Марины Алексеевны против двух Любови Петровны… Конечно, это довольно весомый показатель, но не главный.

Не хотела играть старух?

«Марина Ладынина и ее роли были эталоном для наших бабушек и дедушек, - в интервью «Амурской правде» поведал краевед Александр Фёдоров, которому посчастливилось не только знать актрису, но и общаться с ней в последние годы жизни. - Ее самые громкие фильмы выходили до войны - «Трактористы», «Свинарка и пастух»; затем в военные - «В шесть часов вечера после войны» и послевоенные годы - «Кубанские казаки». В 1940-1950 годы она была мегапопулярной».

 

Ладынина в фильме военных лет

 

Сама Марина Ладынина, по словам Александра Фёдорова, в 90-е – начале «нулевых» бывавшего в ее московской квартире, не любила, когда ее сравнивали с Любовью Орловой. При этом она называла свою «киносоперницу» потрясающей личностью.

Последние годы Ладынина, чью славу, как считает краевед, и в чем с ним наверняка согласятся многие интернет-пользователи, не повторить ни одной из ныне живущих актрис, провела в затворничестве, допуская к себе только избранный круг. Фёдорову повезло стать частью ее жизни потому что, во-первых, он с юности восхищался ею как актрисой; во-вторых – они были земляками.

«Слова «я из Благовещенска» были пропуском в ее жизнь, - вспоминал в интервью пятилетней давности краевед. - Она очень ценила земляков. Приезжая в столицу, я бывал у нее в гостях, мы много общались. Вели переписку - все ее письма сохранились, много своих фотографий она подарила мне, некоторые снимки уникальны. Тогда она уже была очень одиноким человеком». 

На память от самой Ладыниной!

 

В чем же причина того, что одна из главных сталинских кинозвед ровно полвека провела без съемочной площадки? Почему в одночасье рухнуло все, что было дорого, что являлось смыслом жизни? Как говорил в интервью «МК» сын актрисы, актер и кинорежиссер Андрей Ладынин, снявший в свое время знаменитый фильм «Версия полковника Зорина», слухи о том, что ей «перекрыл кислород» Иван Пырьев, не соответствуют действительности.

«Родители развелись в 1962 году, отец к тому времени уже не был ни директором «Мосфильма», ни председателем Союза кинематографистов, - напомнил Ладынин. – В качестве кого он мог запрещать? Мать не снималась, потому что не хотела играть старух!»

По окончании съемок последней совместной картины с Пырьевым «Испытание верности», вышедшей в 1954 году и ставшей лидером проката (как и все прежние фильмы этой пары), Ладынина регулярно получала предложения сниматься. Но каждый раз, как она видела свои пробы, повторяла: Это не я! Выгоните оператора!»

 Сын Ладыниной и Пырьева пошел по их стопам

 

По словам Андрея Ладынина, матери не нравилось стареть на экране. По этой же причине она отказала режиссеру Николаю Губенко, в начале 80-х пригласившего ее в свой фильм «И жизнь, и слезы, и любовь». «Чтобы я играла старух – да никогда в жизни! – заявила легендарная актриса, которой на тот момент уже самой было 75 лет. Действительно, Ладынина не снималась в кино с середины 50-х и до своего ухода из жизни в марте 2003 года.

Она жила творческими встречами со зрителями, коих в те времена было немало; до начала 90-х служила в Театре киноактера, принимала участие в концертных программах. Ее последнее публичное появление на награждении премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство» в 1998 году вызвало настоящий фурор. Зал приветствовал 90-летнюю актрису стоя!

 Последний триумф Ладыниной

 

Конечно же, зрители ее не забыли. Ведь «Кубанские казаки», «Трактористы», «Свинарка и пастух» - эти фильмы до сих пор несут свет, любовь и надежду, а песни, исполненные актрисой с киноэкранов, - веру в лучшее. Вот почему многие пользователи Сети убеждены: Ладынина была не только сталинской кинозвездой, она – звезда всех поколений! Трудно с этим не согласиться, правда же?