В МАМТ премьера оперы «Анна Болейн»: «Любое сердце ошибается и потому должно прощать ошибки других…»
На сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — премьера оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн в постановке режиссера Сергея Новикова и главного дирижера МАМТ Феликса Коробова. Это 33-е сочинение итальянского композитора. Впервые его представили публике почти 200 лет назад — в 1830 году в Милане.
Действие лирической трагедии разворачивается в Англии XVI века в эпоху правления Тюдоров. Анна Болейн (лауреат международных конкурсов, лауреат премии Москвы Наталья Петрожицкая) вторая жена короля Генриха VIII (лауреат международных конкурсов Максим Даминов). Сценическое оформление, созданное художником Иваном Складчиковым, также служит исторической достоверности и воссоздает эпоху: от интерьеров английского замка и гобеленовой живописи до костюмов по моде XVI века. Вот только сверкающие камни на королевских нарядах блестят словно слезы, и, кажется, наибольшее их количество как раз на платьях Анны, которая «спит и не знает, что пригрела на груди змею.
Счастливая жизнь, рождение дочери все остается в прошлом, как немое кино, кадры которого мы видим в самом начале. А жизнь пишет новый сценарий кровавый и абсолютно бесчеловечный, ведь «изменчивое сердце Генриха пылает новой любовью.
- Что Вы хотите?- Любви и всеобщего признания!
Пожалуй, это одна из самых эмоциональных опер на сцене. Даже когда просто опускаются деревья, чтобы послужить декорацией, невольно у зрителя возникает ассоциация с гвоздями, пронзающими доски насквозь. Неужели люди настолько черствы и безнравственны? В королевстве зарождается «черный план. Следуя за похотливыми желаниями, человек безжалостно рушит судьбы и жизни других людей.
На Анне королевский, но такой кровавый цвет в одеждах. «А король сегодня так приветлив и весел. Зловещее веселье, ведь он задумал погубить честь супруги ради любовницы (Ирина Ващенко). Чтобы убрать королеву и освободить дорогу к новому браку, ее обвинили в государственной измене и в супружеской неверности, за что грозила смертная казнь.
«Ты пришел укорять меня в измене. Как видишь, я наказана… Со мной на троне подозрение и тяжкий ужас
Анна прощает свою соперницу и виновницу: «Прощай! С тобой останутся моя любовь и мое сострадание. И даже опускающаяся на сцену стена при перемене декорации как надгробный камень, как тяжкий приговор.
Анна утрачивает рассудок. Она вспоминает юность, первую любовь, свадьбу с королем. Она не узнает пришедших проститься с нею Перси (лауреат международных конкурсов Борис Степанов), Рошфора (лауреат международных конкурсов Станислав Ли) и Сметона (Маргарита Глазунова). А между тем ее красная сорочка под черной мантией олицетворяют кровь и запятнанную честь. Порвались струны у Сметона, так же быстро лопнуло и счастье бывшей королевы и оборвется вскоре жизнь.
А народ славит короля и новую королеву…
Анна, проклиная «преступную пару, восходит на эшафот. Бордовый шлейф ее платья неумолимо тянется за прекрасной статью, алый свет… Она так и не узнает, что ее дочери суждено стать Елизаветой I королевой Англии. Но сама навсегда войдет в историю страны как «королева без головы:
Король всегда был очень добр ко мне.Из простой служанки он сделал меня маркизой.Затем возвысил меня до королевы.Теперь же он возвышает меня до мученицы.