В глубине стиха. Погружение третье.
Авторами идеи проекта выступили литературный критик Елена Сафронова и член Союза писателей России, поэт Татьяна Бочарова. Идею поддержала библиотека имени М. Горького. Ранее состоялись две встречи желающих погрузиться "В глубину стиха". О первом и втором критико-поэтическом вечере "Ревизор.ru" не только подробно рассказывал, но и публиковал лучшие стихотворения участников, признанные таковыми авторитетным жюри. Публикация является чем-то вроде приза смельчакам, выносящим свои тексты на разбор. Модераторами и ведущими третьей встречи выступили Елена Сафронова, Татьяна Бочарова, а также поэт и прозаик Ирина Курицына. По летнему времени мы решили внести в формат встречи экспериментальные изменения. Так, большие подборки для пристального разбора поступили от трех авторов. Ведущие решили для привлечения аудитории предложить право прочесть одно-два стихотворения тем зрителям, кто активнее всех будет участвовать в обсуждении текстов выступающих. Оказалось, поступили предусмотрительно. В силу обстоятельств один из заявленных на "серьезный" разбор поэтов не смог присоединиться к мероприятию, и его успешно заменил молодой и активный автор Михаил Носов (пользующийся также псевдонимом Михаил Зимородок). А "из зала" выступила поэт Елена Керенцева. Анастасия Туровская (псевдоним Янси) вынесла на суд экспертов и публики верлибры, которыми увлеклась сравнительно недавно. Автора привлекает эта форма высказывания, которую одни считают жанром, а другие направлением, она хочет развиваться именно как верлибрист, и потому с готовностью участвует в занятиях, организованных как онлайн, так и офф-лайн. В данном случае на публику все верлибры Анастасии произвели яркое впечатление, но больше всех порадовал аудиторию добрые и теплые стихи в народном духе, похожие на "закличку", какими наши далекие предки призывали весну. Анастасии Туровской посоветовали продолжать цикл таких "наблюдений" за пробуждением природы – ведь можно написать и о том, как травка пробивается из-под снега, зацветают крокусы и ландыши, полыхает сирень… Тема верлибра пронизывала все обсуждение насквозь. Ярослав Рязанец стоит на том же распутье, которое, согласно шуточному объяснению, когда-то привело к возникновению верлибра в европейских языках: в речи с фиксированными ударениями количество рифм исчерпаемо, они становятся повторяющимися и банальными. Ярослав хочет писать силлаботоникой, поскольку он не только поэт, но и автор-исполнитель своих песен, однако намерен избегать избитых рифм. Отсюда частые весьма приблизительные созвучия в его ритмичных строках. Учитывая явный интерес молодого поэта к этнической поэзии, культурам других народов и трудность подбора оригинальных рифм, обсуждающие почти единодушно рекомендовали ему пойти на смелый эксперимент и попробовать писать верлибром и класть на музыку свободные стихи. Тем более, что этот опыт уже опробован англоязычными рок-группами. Михаил Носов пишет актуальные и социально ориентированные стихи, предпочитая короткую строку и "ударный" ритм. Подобные высказывания утратили бы львиную долю своего драйва в плавной форме верлибра. Поэтому автору не советовали "сменить перо", но предложили быть внимательнее к созвучиям и формулировкам. Зачастую авторы, находящиеся в начале творческого пути, полагают, что все люди думают так же, как они, и видят то же, что и сочинитель. Но это ошибка: люди очень разные, субъективное восприятие просто бескрайнее, и то, что для одного очевидно, для другого загадочно. Михаилу Носову указали на несколько таких "расплывчатых" по смыслу фраз и образов. Усердие, с которым молодой стихотворец занимается литературой, дает слушателям надежду на то, что он отточит свой фирменный слог и станет совсем профессиональным автором. Елена Керенцева как многодетная мама часто и много пишет для детей и про детей, но в ее архивах есть и взрослые лирические тексты. Она прочитала по одному стихотворению для разных возрастных категорий. Эти задушевные и красивые строки всем, и слушателям, и ведущим пришлись по сердцу, и замечания были минимальными. Главное, в чем уверились авторы идеи критико-поэтического проекта: он востребован, интересен творческим людям региона, а стало быть, продолжение следует! "Ревизор.ru" предлагает своим читателям познакомиться с результатами третьей встречи проекта "В глубине стиха". Анастасия Туровская (Янси) *** Тянутся лапки-веточки в знобком тумане зыбкие, тянутся руки зябкие, голубые прожилки. Тянутся стёжки, птичьи следочки, вышиты по' снегу, строчка за строчкой, да по каёмочке небесной. Тянутся жалобки к солнышку хмурому, жёлто-серому. Разойдись, ясное, ой, разгуляйся! Хоть бы одну нам весточку весеннюю... Пойдём по' полю, да по миткалевому, За речку, за лесок, в дальние дали весну искать. Собрались-снарядилися, подпоясались. Крестились-молились, присели на дорожку — грачи прилетели... Фото Свет поглощённый свет отраженный Так проступает память Маленький квадратик Из угольно-белой Из чернильно-радужной Из вопяще-немой темноты Наверное как во дни сотворения Проступаешь ты Наш дом на фоне деревенской улицы Беспородный пёс Дружок И вот тьма уже не безвидна и пуста Проявляюсь я Сначала нечётко пятнами Шестилетняя в синем платьице В чёрно-белом конечно Но я-то знаю что оно синее В чёрной комнате мы рождаемся заново А я глупая с детства боялась темноты Дед-фотограф оставил наследство в коробке от телевизора Рубин Бесконечные плёнки Всё закручиваются и закручиваются в спирали А я проявляю и проявляю Не входите не впускайте свет Но я здесь одна Теперь я совсем одна *** Кукол больше нет. Все дети выросли — Больше не рождаются и не умирают. Скоро и память перестанет… Мы требовали перемен, А теперь дивимся на новый мир. День и ночь горят костры. 451 градус был у Брэдбери, А у куклы? Я спрятала одну — отдам дочери, Которой у меня никогда не будет. Ярослав Рязанец 1. Невозможное Монах общается с ёкаем. У вод реки звучат слова. Без сна закружится седая Голова, Сквозь сталь ночную жжёт рассветом, Как прежде, Аматэрасу, И сто дорог верны под ветром - В тучи, в мглу. Святой душой сияет старец, Спокойно грозный дух сидит. Он хочет лишь о Неба тайне Говорить. 2. Дом без дверей и без окон, тканевый, Я на кудрявый затылок надел, Чтобы слова о большом и неназванном Не затерялись в мирской суете. Ветер крепчает, и зябнут растения, Вновь, подмерзая, мчит время к зиме, Пусть киiз үй (1) неизвестного гения Душу согреет, вверяя судьбе. Рокот струны, кварты, квинты безумные (2), Цокот копыт по небесным слоям – Может, в тахье, как за стенкою юртовой, Будет мне сон о бескрайних степях. Тканевый дом, купол, в небо направленный, Нить путеводная к Тэнгри ведёт… Дни всё короче. Я жду подаяния – Строк, как кочевники, севших под свод. Да, моё тело в квартире, но кажется, Будто сознание войлок укрыл, Будто решётки на коже расставлены И в шанырак (3) вьётся струйкою дым. Пусть я в плену у безликого города, Пусть к небесам не зовут табуны – Но, тюбетейку поправив над космами, Я о просторе спою для весны. (1) — казахское «войлочный дом» = юрта. (2) — основные строи для домбры — квартовый и квинтовый. (3) — элемент конструкции юрты, верхнее «колесо», удерживающее верхние концы жердей купола. Образует окно в своде юрты. Символ тэнгрианства. 3. Летучий Голландец Я уничтожил свой дряхлый корабль. Щепки, резвясь, проплывают в воде. Мы много лет по просторам скитались, Хищных штормов проверяя предел. Дал сотню течей залатанный корпус, Часто я слышал скрип дна на волне… Да не поверил, и, вспомнив былое, Чуть усмехнулся: «Курс барка — к грозе!» Молнии били, валы танцевали, Смерч в косу вплёл седину парусов… Буря ушла, в трюме дыры оставив. Быстро рассевшись по шлюпкам, без слов Жизни спасая, все к тверди умчали. Лишь я один за штурвалом стою, Гордо предсмертную песнь сочиняю, С прежней надеждой своей говорю. Там, где недавно глядел из оконца Узкой каюты, убежища в мгле - Тихая рябь лижет реи и доски, Скоро и нас упокоит на дне… Мне бы бежать — но не брошу твой мостик, Вольная птица, три белых крыла! Спустимся вместе в глубокую просинь, Где чудищ моря мать-тьма родила, Утром восстанем из брызг, белой пены - Старое судно и я, командир – Будем блуждать среди мира, как прежде, Страхи отринув, идя бейдевинд, Бурям являясь, кромсая торнадо, Брюхо девятого вала вспоров, Высечем спины царей океанов, Вырвем теченья из властных голов, Вечным примером дерзнувшим и храбрым – Дух корабля и корсар – сын ветров! Михаил Носов (Михаил Зимородок) Шелкопряды Шелкопряды, как микросхемы, Припаяли себя к деревьям. К окончанью рабочей смены Я представил себя в деревне. Воздух дышит июньским пухом. Город чествует производство. Небосвод наводнился звуком Самолётного превосходства. На дорогах танцуют блики, Отражая тепло от солнца. Пешеход заблудился в миге, Видя вместо различий сходства. Когда в окна ударил вечер, Фонари поклонились ночи. Ты расслаблен, и ты беспечен – Я опять не смыкаю очи. *** Сложно укрыться от суеты. Сложно с судьбой говорить на "ты". Сложно, когда среди тысяч звёзд В небо не можешь построить мост. Солнце уже не даёт тепла, Мир перечеркнут, кругом – война. Там, в окружении лютой тьмы, Кто-то пытался растить цветы. Умные скажут, что Бога нет. Глупые будут идти на Свет. И, оказавшись в Конце Пути Встретят Того, Кто их Может спасти. *** Октябрь. Суббота. Осенняя тьма. Что хочется просто сойти с ума, ТВ раздувает панический бред, А я продолжаю идти на свет. Все мысли сплелись в социальную сеть, Она говорит, что я должен гореть. Готовиться, ибо кругом война – А я посылаю тревогу на. Я знаю, что небо возьмёт печаль. А после – откроет дорогу в Даль. И в этой Дали я свой путь найду. И буду идти сквозь ночную тьму. Лишь там я смогу обрести Покой. Оставив все мысли свои с тобой. И длинные чёрные провода Никто не захочет тянуть туда. Бессмысленно спорить о ходе дней. Весь мир состоит из одних людей. Но главная мысль всегда одна – Что важно из этого для тебя? Елена Керенцева На причале Ты на вопросы отвечал Только улыбкой или взглядом, Когда, взобравшись на причал, Мы оказались слишком рядом. Я, вдохновлённая весной, Читала вслух стихи и прозу. Ты сверхсерьёзным был со мной, Так как считал меня серьёзной. Любуясь таяньем воды, За встречу прославляя Бога, Стояли молча я и ты, Когда сказали слишком много. Последний лучик отсветил, Поднялся переменный ветер. Ты, к сожаленью, отпустил Меня – одну на целом свете... Стою, платочек теребя. Опять воскресный день. Но лето. Я полюбила, как тебя, Этот причал и эту реку. Ты, может, её тоже Любишь – Рязанскую речонку Трубеж... Мальчишки кормят голубей Мальчишки кормят голубей. Забыты игры "Кто грубей?", "Кто совершенно без границ?"... Мальчишки кормят божьих птиц. Вот самый смелый из парней Кулак разжал – для голубей. Ой, как же страшно и смешно. Клюв опускается в пшено! И остальные поскорей Зовут на руки голубей: "Сидите здесь хоть полчаса, А мы посмотрим вам в глаза". Мальчишки кормят голубей. Сейчас мальчишки всех добрей!