Без Средней Азии победа над Германией была бы невозможной
Почему в последние годы в тех или иных странах бывшего СССР пытаются умалить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне? Кому выгодна реабилитация Туркестанского легиона и других коллаборантов? Как и где ковалась Победа и почему без республик Средней Азии и Казахстана она была бы недостижима?
На столь непростые вопросы попытались ответить авторы новой, крайне нужной, но пока уникальной для постсоветского пространства книги. Она получила название "Победили вместе: Советская Средняя Азия в годы Великой Отечественной войны" и представляет собой сборник статей известных публицистов и историков, посвященных вкладу республик региона в события, изменившие облик мира. Онлайн-презентацию книги для аудитории государств ЦА (Центральной Азии) провели Фонд развития евразийского сотрудничества, авторский коллектив и информационное агентство Stanradar.
Тыловой фронт
- Без Средней Азии победа над Германией и ее союзниками была бы совершенно невозможной, - подчеркивает один из авторов книги, историк, автор более 30 научных исследований Дмитрий Верхотуров. Одно из последних он посвятил экономической стороне Великой Отечественной войны и обнаружил то, о чем в учебниках, как правило, никогда не писали. А если точнее - прямую зависимость успеха Красной Армии от далекого и южного тыла, в частности от увеличения добычи в Центральной Азии различных ресурсов, включая металлы.
- В Средней Азии, например, выращивали хлопок, который был одновременно сырьем для производства и пороха всех видов и тканей, из которых выпускали обмундирование, - отмечает ученый. - Соответственно, если нет пороха и обмундирования, армия воевать не может. То же самое можно сказать и про добычу свинца, из которого отливались сердечники для пуль, о чем часто упоминают в Казахстане.
Огромный вклад, по словам историка, в достижение Победы внес кыргызский Хайдаркан (ныне Айдаркен) - крупное промышленное месторождение ртути. О нем, к сожалению Дмитрия Верхотурова, либо упоминают крайне редко, либо умалчивают вообще. "В самый трудный момент, когда противник захватил значительную часть уже освоенных месторождений ртути и СССР потерял почти всю ее добычу, именно Хайдаркан позволил компенсировать ущерб, - утверждает ученый. - А что такое ртуть? Это капсюли в патронах, взрывателях, снарядах, гранатах. Другими словами, то, что, собственно, и позволяет вести боевые действия как таковые. Не было бы Хайдаркана, война была бы неминуемо проиграна".
Схожая картина, согласно выводам исследователя, складывалась и с добычей цветных металлов, включая цинк, медь и свинец. Немаловажным было и то, что в республиках Средней Азии развернули работу эвакуированные предприятия, снабжавшие фронт не только боеприпасами или одеждой, но и запчастями для техники.
"Белые пятна"
Почему об этом не говорили раньше? Дмитрий Верхотуров объясняет это тем, что долгие годы архивы и военные материалы оставались засекреченными. "Для понимания проблемы: лишь в 2016 году нам, наконец, стала известна точная цифра добычи и производства металлов в республиках Средней Азии во время Великой Отечественной войны. - Зачем было нужно держать эти данные в секрете столько лет? И подобных примеров много".
Наличие подобных "белых пятен", а также замалчивание научным сообществом некоторых тем, как полагает историк, в итоге позволило появиться фальсификаторам истории. В том числе тем, кто пытается обелить различных коллаборантов и предателей, перешедших на сторону общего врага. Дмитрий Верхотуров полагает, что подобного, возможно, не произошло бы или оно не имело бы такого масштаба, если бы ранее подробно освещались планы немцев на Среднюю Азию.
- Исходя из накопленных сведений, которые мне удалось собрать, никаких благодеяний в отношении народов региона третий рейх не планировал, - подчеркивает ученый. - Если бы немцы победили в войне, то Центральную Азию и Казахстан, так же, кстати, как и Кавказ, ждали бы жестокая колонизация и эксплуатация ресурсов. Население региона согнали бы с земель, уничтожили, а оставшихся превратили бы в батраков. И эту тему нужно поднимать, говорить о ней, чтобы люди имели четкое представление, с какими планами немцы пришли завоевывать СССР. Тогда отношение к реабилитации участников того же Туркестанского легиона и подобных соединений было бы иным.
Коллега и соавтор Верхотурова, историк и участник Евразийского аналитического клуба Александр Горохов, в свою очередь, видит здесь несколько иные параллели. На его взгляд, фальсификации и попытки переписать историю народов бывшего СССР перекликаются с идеями и стереотипами, некогда зародившимися в министерстве пропаганды третьего рейха. В качестве примера он приводит тему голода в Советском Союзе, которую стали активно эксплуатировать в некоторых республиках, образовавшихся после распада общего государства.
Александр Горохов утверждает, что у немецких пропагандистов идея объявить, что массовый голод в разных частях СССР был преднамеренным уничтожением большевиками тех или иных этнических групп, возникла еще за несколько лет до начала войны. Эти и другие подобные идеи, нацеленные на разжигание розни, продолжали муссироваться в определенных кругах и после Победы. Манипуляцией занялись со вполне очевидными целями уже противники СССР в период холодной войны. После распада Советского Союза фальсификация истории обрела еще больший масштаб, но с несколько иными целями.
Кому и зачем это выгодно
- Мнение, что народы Советского Союза победили сообща, на мой взгляд, было очевидно для представителей старшего поколения, - отмечает один из авторов книги, доктор исторических наук, профессор, член научного совета Российского военно-исторического общества Юрий Рубцов. - Но оно уходит, что позволило изменить восприятие Великой Отечественной войны и в обществе, и в медийном пространстве, и в научных кругах.
На взгляд ученого, этот процесс напоминает эрозию. Коллега и соавтор Рубцова и других историков, написавших книгу, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович объясняет это тем, что прошлое пытаются превратить в инструмент политических манипуляций. А они, в свою очередь, связаны не столько с инициативами тех или иных групп, претендующих на власть в постсоветских странах, сколько с внешними игроками.
- Отрицание Победы в Великой Отечественной войне, попытки педалировать мифы об истории, опираясь на "белые пятна" в ней, на мой взгляд, позволяют внедрять в умы населения, особенно молодежи, убеждение в собственной никчемности, - отмечает он. - Людей заставляют ощущать себя не творцами истории, не победителями, не теми, чьи предки уничтожили фашизм и изменили облик мира в XX веке, а вечными пассивными жертвами влияния со стороны, голода, мифической колонизации, массовых репрессий. Жителям стран Центральной Азии буквально внушают, что им нужно сидеть тихо, пока недра и другие ресурсы продают западным компаниям. Терпите, дескать, ведь вы всегда были чьей-то колонией, ваши деды ничего не смогли изменить или добиться, и вы тоже ничего не сможете. Люди без исторической памяти и с таким пассивным мироощущением не станут возражать против коррупции, обнищания, коммунальных катастроф. Они не стремятся изменить собственную жизнь, потому что не верят в себя.
С той же целью, по мнению Никиты Мендковича, в странах региона ведется и реабилитация басмачей, действовавших в Средней Азии не только во время Гражданской, но и Великой Отечественной войны. Их группы, согласно историческим данным, получали финансирование от иностранных разведок. В первые годы советской власти - со стороны британцев. Во время Великой Отечественной войны - от гитлеровцев.
Эксперт связывает это с длительной работой в странах региона различных проектов и так называемых неправительственных организаций (НПО), финансируемых странами евроатлантического блока. Эти НПО фактически занимаются пропагандой, нацеленной на то, чтобы представить общую историю периодом колонизации и геноцида и в перспективе добиться ухудшения отношений государств ЦА с Россией. "Это является одной из важных внешнеполитических целей Лондона и Вашингтона", - утверждает он.