История бесстрашия Иоанна Предтечи - о том, что зло бывает неизбежно наказано

7 июля православие отмечает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, или кратко праздник Рождества Иоанна Предтечи. А еще 7 июля известно как Иван Купала. И хотя языческие обряды этого дня Церковь всегда осуждала, между народным названием и церковным явная связь: слово "креститель" и слова "купатель", "погружатель" имеют один греческий корень, от которого и произошло имя пророка Иоанна - Креститель.

История бесстрашия Иоанна Предтечи - о том, что зло бывает неизбежно наказано
© Российская Газета

К буйным народным традициям мы еще вернемся, сначала давайте разберемся с основой - праздником церковным. И начнем с того, кем же был Иоанн, для которого даны сразу три определения: Пророк, Предтеча, Креститель. Причем если со словами "Пророк" и "Креститель" все более или менее понятно, то определение "Предтеча" нуждается в объяснении, и самыми точными синонимами тут будут - "предвестник", "предшественник".

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, потому что его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других людей и возвестить миру о Его приходе, Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Именно пророк Иоанн крестил Иисуса - Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, - поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель: вот мы и разобрались с двумя именами Иоанна - Предтеча и Креститель. О том, почему Иоанна Крестителя называют пророком, чуть позже.

Но что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии, историки датируют событие 6-2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу правителя Ирода I Великого - отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку.

Родители Иоанна умерли рано, и воспитывался Предтеча в одной из религиозных общин, обосновавшихся в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал "гласом вопиющего в пустыне". Здесь пустыня - это сердца человеческие, и главными задачами Иоанна Крестителя было подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, и указать, кто Мессия. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя, то есть Мессию, и крестил Его.

Неизбежность наказания зла и порока привлекала в истории Иоанна Предтечи не меньше его бесстрашия

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи того времени. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам - над своим грехом, своей несвободой ему.

Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному". Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же". Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: "Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем". Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались "взыскивать больше положенного". Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа охотно слушал Предтечу.

Как и большинство пророков, Иоанн Креститель закончил свою жизнь мученически, произошло это около 30-го года по РХ. К тому времени Иудеей правил уже не столько Ирод Антипа, сколько его любовница - коварная распутница Иродиада, законная супруга его родного брата. Пророк не раз публично обличал это кровосмешение и преступную связь, за что его и возненавидела Иродиада, добившаяся, чтобы Иоанна упрятали в тюрьму. Но и этого было мало для прелюбодейки, чье имя еще при жизни стало символом разврата, коварства, подлости. Однажды на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Злодейство и Иродиады, и ее дочери Саломеи не осталось безнаказанным. Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии - Иродом, Иродиадой, Саломеей - еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, и льдина перерезала ей горло - тело отнесло течением, и матери принесли только голову. Ирод и Иродиада во время землетрясения были поглощены разверзшейся землей. Имена этих людей стали символом безумности греха.

А вот Иоанна Предтечу почитают: в честь "честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна" Церковь отмечает сразу несколько праздников: 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - собор Иоанна Крестителя в честь праздника Крещения, 9 марта - первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня - третье обретение главы.

И, наконец, про народную интерпретацию праздника Рождества Иоанна Предтечи. Историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать и к нам. У нас они изначально вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к властям от 1505 года обличается "языческое буйство" жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: "радость и веселие сатанинское", "кличи, вопли, всескверные песни", "хребтом вихляние", "ногами скакание и топтание", пьянство и "глумливые игры" в ночь накануне Ивана Купалы. Обличая языческие вакханалии, священники напоминали о том, что порок и сатанизм будут неизбежно наказаны. А в народе родилась пословица: "Божья мельница мелет медленно, но верно".

Кстати

Русское имя Иван (Иоанн) имеет древнееврейское происхождение и переводится как "милость Божья, Бог милует". На Русь имя пришло из Греции вместе с православием. Славянские поучения, посвященные пророку Иоанну, появились на Руси как минимум в 1062 г. Жизнь и подвиг бесстрашного пророка нашли самый живой отклик в душе народа. И к концу XIII века на Руси появляется "собственное чудо", связанное с Крестителем Христа, - рассказ о чудесном явлении Иоанна Предтечи татарскому баскаку Буге, принявшему православие в 1262 году. Пророк становится самой упоминаемой фигурой Нового Завета после Иисуса Христа и Богородицы, наши предки молятся ему с просьбой об избавлении от бесов, при лихорадке, кровотечениях, судорогах, желая избавления от "гнева начальства" и исцеления головы.

К середине XVII в. по России расходится цикл повестей об "Азовском сидении", где рассказывалось о чудесном явлении чудотворной иконы пророка донским казакам, взявшим в 1637 г. и оборонявшим от турок в 1641 г. крепость Азов. А после того, как на праздник Рождества Иоанна Предтечи в 1770 г. русским флотом была одержана победа в Чесменском сражении, Екатерина Великая повелела даже возвести Чесменскую церковь Святого Иоанна Предтечи в Петербурге.

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в телеграм-канал Марии Городовой.