Звание или призвание

Звание или призвание
© Вечерняя Москва

26 июня 1945 года в СССР было учреждено звание генералиссимуса, которое незамедлительно получил Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. Но он был не первым в России носителем этого титула...

Сколько было генералиссимусов в российской истории? И кто еще в мире удостоился этого звания?

Первым русским генералиссимусом в конце XVII века стал воевода Алексей Шеин, которого юный Петр наградил за взятие Азова. Впрочем, крепость еще десятилетиями переходила из рук в руки. Шеин прославился тем, что именно его бороду Петр самолично отрубил первой, когда приводил бояр в европейский вид.

Были при Петре генералиссимусы «потешных войск», но это несерьезно. Светлейший князь Александр Меншиков после смерти императора для пущего плезира присвоил себе высокий титул, но через три месяца после переворота лишился его и отправился в вечную ссылку. Настоящим генералиссимусом был Александр Суворов, который получил звание за блестящие виктории, не проиграв ни одного сражения. Титул Александр Васильевич получил на склоне лет, при императоре Павле, а Екатерина не была столь щедрой.

Самым нелепым русским генералиссимусом был Антон Ульрих Брауншвейгский. Подростком его привезли из Германии и выдали за будущую императрицу Анну Леопольдовну. Их сына Ивана VI объявили наследником, а папу принца — генералиссимусом. Уже через год случился очередной переворот. Императрица Елизавета заключила мальчика в крепость в Шлиссельбурге. Принца сослали в Холмогоры, где он произвел на свет еще кучу детей. Бывшему генералиссимусу предлагали вернуться в Германию, но он остался с семьей на Русском Севере. После смерти жены сошелся с местной крестьянкой. Существует легенда, что Отто Куусинен, основатель финской компартии и секретарь ЦК КПСС — потомок Антона Ульриха.

Следующим после Суворова генералиссимусом стал Сталин. Надо признать, победа в самой страшной войне оправдывает высший титул. Сегодня в законодательстве России это звание не предусмотрено.

Но звание генералиссимуса было придумано не в России. В XVI столетии европейские монархи засматривались на Францию — отсюда шла любая мода. Первым генералиссимусом стал герцог Анжуйский Валуа, будущий король Генрих III, персонаж сочинений Дюма. (Как выглядел генералиссимус, неизвестно, но в российском сериале 1998 года «Графиня де Монсоро» его играл Евгений Дворжецкий).

Биография принца идеальна для авантюрного романа. Для начала герцога избрали королем Польши. На выборах он победил Ивана Грозного, тоже метившего на польский трон. Похоже, и в далекие времена Восточная Европа обольщалась Западом.

Увешанный перстнями и серьгами герцог прибыл в Варшаву со свитой юношей, в обществе которых, к ужасу добропорядочных шляхтичей, проводил ночи напролет. По закону новый король должен был жениться на сестре прежнего короля, дабы сохранить династию. И не беда, что невеста старше жениха на 28 лет. Через полгода, узнав о том, что трон во Франции освободился, генералиссимус напоил на пиру весь двор и бежал в Париж. Его догнали на границе, но он, как Остап Бендер, откупился драгоценностями. Кстати, на Генрихе III оборвалась династия Валуа. Генералиссимусов во Франции было как на птичьем дворе. В эпоху Бурбонов вельможи носили это звание с легкостью напудренного парика, не утруждая себя военными победами. Генералиссимусом был герцог Ришелье, известный по «Трем мушкетерам», духовное лицо, никак не вояка. А вот Наполеон выше генерала не поднялся, но громил генералиссимусов всей Европы.

Во время Первой мировой войны звание получили Жозеф Жоффр и Фердинанд Фош, но на их боевом счету есть сокрушительные поражения. Фош вошел в анналы телеграммой: «Мой центр разбит, правый фланг отступает, положение превосходное. Я атакую». В 1915 году в ходе наступления на Сомме генералиссимус потерял 700 тысяч солдат. В Англии генералиссимусов было меньше. Самый известный — герцог Мальборо на рубеже XVII–XVIII веков. Его потомок Уинстон Черчилль написал восторженное исследование. Принцесса Диана Спенсер тоже потомок Мальборо. Кстати, песенка «Мальбрук в поход собрался», которую на шарманке исполнял пьяный Ноздрев в «Мертвых душах», — это про герцога Мальборо. Этот генералиссимус воевал далеко от России, но не был к ней равнодушен. Петр I заплатил ему 200 тысяч рублей за невмешательство в войну со Швецией. Взятка? Ничего личного, это просто бизнес.

В Турции тоже было много генералиссимусов: Надир-паша, Мехмед-паша, Сулейман-паша. Все воевали с Россией, и все были разбиты, после чего волею султана лишались звания. Австрийский генералиссимус Шварценберг участвовал в походе Наполеона в Россию. Правда, потом переметнулся на нашу сторону, предвосхищая сюжеты Второй мировой. Именем этого генералиссимуса назван трофейный немецкий крейсер, который США взорвали в ходе атомных испытаний на атолле Бикини.

Генералиссимусом был Тадеуш Костюшко, который поднял восстание в Польше и был взят в русский плен. Его милостиво встретил император Павел и отпустил на волю, выделив немереную пенсию. В русский плен попали еще два генералиссимуса: в 1859 году — вождь горцев на Кавказе Шамиль и в 1945 году — последний император Маньчжурии Пу И. Император Японии Хирохито тоже был генералиссимусом и также был разбит, но обошелся без плена.

Из известных генералиссимусов надо вспомнить китайцев Сунь Ятсена и Чан Кайши, а также корейцев Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. И еще Франсиско Франко, диктатора Испании. Будущего каудильо с далеких островов для борьбы с республикой привезли англичане, развязав жуткую гражданскую войну. Для Англии — любимое дело.

Худшим военачальником из всех генералиссимусов был Хосе Миаха, командующий испанской республиканской армией. В мемуарах советских советников ему дана резкая оценка — нерешительный и бездарный предатель. Миаха убежал в Мексику, где пруд пруди своих генералиссимусов.

Что роднит всех генералиссимусов? Войны с Россией неизменно приводили генералиссимусов к катастрофе. Многие вовсе попадали в плен.

Сейчас генералиссимусы в Европе не водятся. Но забывчивые политики, по примеру генералиссимусов, точат на Россию зубы…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Мощанский, военный историк, кандидат философских наук:

— Возрождение звания генералиссимуса в 1945 году было символичным. СССР, вступивший в войну как пролетарское государство, к ее окончанию во многом вернулся к имперским традициям — от формы силовых структур до переименования наркоматов в министерства. Знаменитый сталинский тост «За русский народ!» лишь подчеркивал эту трансформацию. К 1945 году в Красной армии служили десятки маршалов, что создавало сложности в военной иерархии. Как вспоминал маршал Рокоссовский, даже дисциплинарное воздействие на равных по званию было затруднительным для Верховного главнокомандующего, получившего маршальские погоны лишь в 1943-м. Сталину было присвоено звание генералиссимуса с формулировкой «в ознаменование исключительных заслуг», одновременно он стал Героем Советского Союза и кавалером ордена «Победа». Примечательно, что, кроме особых погон, никакой специальной формы для этого звания так и не разработали. После Сталина звание генералиссимуса больше не присваивалось, а в современной России оно вообще отсутствует в системе воинских званий, оставаясь уникальным историческим феноменом.