Незабываемые шедевры: Гении, музы и удивительные судьбы вечных образов

Баронесса с шестого этажа

Незабываемые шедевры: Гении, музы и удивительные судьбы вечных образов
© Российская Газета

На трехрублевой серебряной монете 1998 года, посвященной 100-летию Русского музея, воспроизведено изображение известной картины "Купчиха за чаем". Художник Борис Кустодиев написал ее в 1918 году.

Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в то время, называют неоклассицизмом. Это предполагало ориентацию на академические традиции живописи, что шло вразрез с авангардными течениями начала ХХ века.

Эстетика модерна поощряла другие стандарты красоты - изысканную чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Дебелые купчихи и крестьянки Кустодиева абсолютно не соответствовали таким канонам.

Обращение художника к эстетическим идеалам прошлого было своего рода бегством от реальности. Тяжелейшая болезнь приковала мастера к инвалидному креслу, а за окнами его мастерской бушевали суровые революционные будни, на глазах рушился старый уклад жизни, подталкивая живописца в мир фантазий, навевающих "сон о небывалой России", где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.

Впрочем, не всё так однозначно. Вот отзыв одного из современников: "Восторг перед плотской красотой этой купчихи, её здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины". Некоторые критики упрекали художника в том, что он изображает не народный, а псевдонародный идеал красоты. Другие отмечали, что в его работе можно увидеть и другое - ироническую стилизацию, сардоническую усмешку и гротеск. Сам художник, прозванный "русским Рубенсом" однажды признался, что худые женщины его не вдохновляют.

На трехрублевой серебряной монете 1998 года, посвященной 100-летию Русского музея, воспроизведено изображение известной картины "Купчиха за чаем". Художник Борис Кустодиев написал ее в 1918 году.

Моделью для "Купчихи за чаем" послужила Галина Адеркас. Она была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа. В студию её привела жена художника, приметив колоритную девушку. Правда, на эскизах она выглядит не такой внушительной.

В то время Галина училась на первом курсе медицинского факультета и мечтала стать хирургом. Увлечение музыкой увело её совсем в другую сторону. Обладательница приятного меццо-сопрано, она пела в составе русского хора Всесоюзного радиокомитета, принимала участие в озвучивании кинофильмов. Но потом опять сделала новый выбор и, выйдя замуж, стала выступать в цирке. В отделе рукописей Пушкинского дома хранятся воспоминания Г. В. Адеркас, озаглавленные "Цирк - это мой мир". Дальнейшая судьба ее неизвестна.

Зато известно другое - происхождение Галины. Дело в том, что Адеркас - остзейский дворянский род. Первым из этого рода в хронике за 1277 год упомянут рыцарь Иоганнес - вассал архиепископа Рижского в Ливонии. Представители рода служили Датской, Шведской, Польской, Прусской и Российской коронам. Одна из баронесс фон Адеркас была воспитательницей Анны Леопольдовны, внучатой племянницы Петра I, и способствовала её любовной связи с саксонским посланником Морицем Линаром, за что баронессу удалили от двора.

В XIX веке наиболее заметными представителями рода были: генерал Борис Адеркас - Псковский и Воронежский губернатор; генерал Андрей Адеркас - участник войны с Наполеоном; генерал Георгий Адеркас - командир Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка; генерал Владимир Адеркас - участник Среднеазиатских походов и Оттокар Адеркас - тайный советник, издатель журнала "Русский слепец".

Галина Андеркас уже не пользовалась титулом баронессы. Зато её лицо - пусть анонимно - знакомо множеству людей, видевших картину Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем".

Боксёр не в своём амплуа

"Мыслитель" - самая известная работа французского ваятеля Огюста Родена. Первоначально она называлась "Поэт" и замышлялась автором как изображение Данте в скульптурной композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Эта композиция должна была украсить вход в парижский музей декоративного искусства.

Грандиозные размеры и многочисленные детали композиции потребовали от Родена 37 лет кропотливого труда. Но "Врата ада" так и не были закончены. Более того, за это время сама идея музея отошла на задний план и не реализовалась.

В ходе творческих поисков замысел Родена претерпел изменения. Вместо образа Данте скульптор решил изваять универсальный образ творца и вместо интеллектуальных черт наделил его физической мощью. Естественно, мускулистый крепыш совершенно не соответствовал представлениям XIX века о высоком, стройном и даже несколько субтильном Данте. Некоторые критики предполагали, что здесь Роден изобразил себя, сильно польстив своим истинным кондициям. Другие увидели в этой скульптуре библейского Адама, который глубоко задумался, наблюдая, что натворили на Земле его потомки.

По легенде, скульптуру назвали "Мыслителем" литейщики, заметившие ее сходство с одноименным творением Микельанджело. Сам Роден полагал, что раскрыл смысл собственной работы, потому что в ней каждая часть тела в задумчивости, а не только выражение лица. Атлетическая фигура и спокойная, отстраненная сосредоточенность позы и мимики - на этом контрасте у зрителей возникали новые впечатления. Они часами ходили вокруг "Мыслителя", отлитого в увеличенных копиях, разъехавшихся по миру, и видели - не мечтателя, бесплодно блуждающего в раздумьях, а созидателя, обдумывающего свои цели.

Когда скульптуру установили перед Пантеоном (1906), на церемонии Роден заявил, что "Мыслитель", над которым трудился в 1880 - 1882 годах, а завершил только через 20 лет, является памятником французским рабочим.

Моделью для "Мыслителя" послужил французский боксер Жан Бо, известный своей рельефной мускулатурой. Жан Бо не достиг больших высот в спорте. Выступал он главным образом в парижском квартале красных фонарей.

Несколько слов о скульпторе. Огюст Роден (1840 - 1917) - один из создателей современной школы ваяния. Его работы вызывали споры и скандалы. Первая попытка выставиться (1864) оказалась для Родена неудачной. Через 11 лет "Человек со сломанным носом" всё-таки был выставлен в Салоне. Позже этой скульптуре Роден дал новое название - "Маска Микельанджело".

Путешествие в Италию открыло новый период в творчестве скульптора. Его "Бронзовый век" произвёл сенсацию сочетанием совершенства пропорций тела и естественностью позы. Правда, недоброжелатели обвинили Родена в том, что он просто сделал слепок с фигуры натурщика. Только показания свидетелей оправдали ваятеля.

Затем была многолетняя работа над "Вратами ада". В этой композиции 186 фигур, некоторые из них получили самостоятельную жизнь. Это "Мимолётная любовь", "Поцелуй", "Адам и Ева", "Три тени", а также знаменитый "Мыслитель". После этого Роден получил заказ на памятник героям Столетней войны - шестерым гражданам Кале, которые вызвались пойти на смерть, чтобы спасти голодающих жителей осаждённого города. Скульптор не просто исполнил заказ - он создал шедевр. А следом изваял оригинальный памятник Оноре де Бальзаку.

ХХ век Роден встретил почитаемым и обеспеченным художником. Копии его скульптур разошлись по музеям всего мира.

За год до смерти Роден завещал всё своё наследие государству.

Характер под стать Пикассо

Дора Маар - творческий псевдоним Генриетты Маркович (1907 - 1997). Художница, фотограф и поэтесса, она была видной фигурой в кругах парижской богемы. Всемирную известность Маар получила благодаря роману с Пабло Пикассо.

Дочь француженки и архитектора-хорвата, она росла в Аргентине. Приехав в Париж (1926), училась живописи, затем фотографии, сблизилась с сюрреалистами. В 1931 году Дора сократила свою фамилию Маркович до загадочных четырёх букв - Маар. Занимаясь коммерческими проектами, она сделала себе имя на рекламном поприще.

Её первая персональная выставка (1932) привлекла внимание публики. Умная, яркая и талантливая, Дора стала одной из звезд парижского авангарда, охотно позировала известным мастерам. С помощью отца открыла фотоателье. Затем она представила (1936) публике свою работу "Папаша Убю" - изображение новорождённого броненосца - и произвела фурор. Этот фотомонтаж стал визитной карточкой сюрреализма.

Но Дора не только эпатировала публику. На окраинах европейских столиц она, обнажая социальные язвы, фотографировала безработных, калек и бездомных. Она активно участвовала в движении левых, состояла в революционной группе "Контратака", поставила свою подпись под манифестом Комитета интеллигентов-антифашистов "Призыв к борьбе".

С Пикассо Дору познакомил Поль Элюар. Это произошло (1936) в парижском кафе "Две кубышки", куда частенько заходил художник. В тот вечер Дора была в чёрных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она развлекалась, положив левую руку на стол и нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами. В какой-то момент она промахнулась. Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. С этого момента Дора на семь лет стала подругой, моделью и музой Пикассо. А те перчатки он хранил в специальной застекленной витрине всю жизнь.

Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой. В творчество Пикассо она вошла как "женщина в слезах". Вместе с этим образом Пикассо совершил своего рода ретроспективное "путешествие" - её изображение предстало во всем многообразии испробованных художником стилей и манер письма. Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог рисовать её улыбающейся. Характерная особенность портретов Доры - это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. При этом Пикассо любил подчёркивать её чистый овал лица, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.

В апреле 1937 года испанский город Герника был до основания разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Миру открылось неприкрытое лицо зла. Пикассо, потрясённый этой трагедией, немедленно взялся за новое полотно. Дора, обладавшая тонким умом и чувством сопереживания, отлично понимала важность того, что происходит на её глазах. Она запечатлела на фотопленке этюды и все промежуточные этапы работы над картиной, что позволяет увидеть "Гернику", всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания.

Помимо этого, Дора сделала немало живописных и фотопортретов Пикассо. Под её влиянием он создал ряд экспериментальных произведений, совмещающих фотографию с гравюрой и живописью.

В жизни Маар и Пикассо страсть сопутствовала творческому общению не только двух художников, но и двух сильных своенравных характеров, что и обусловило конец их романа.

С годами Дора становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик. И в их отношениях наметился разрыв (1943). Через два года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, друзья устроили Дору в клинику, где помимо психотерапии к ней применялся обычный в то время метод лечения - электрошок. После выхода из больницы Дора уехала в Прованс, где жила в доме, который ей подарил Пабло.

После выставки живописных работ (1957) Дора Маар на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи, натюрморты и пейзажи, искала утешения в религии. Она умерла почти забытой.

Большинство произведений Доры Маар разошлось на аукционах в конце 1998 года. В полной мере её живописное наследие, высоко оценённое публикой и критикой, было представлено лишь на посмертной ретроспективе (1999). Хотя не все искусствоведы воспринимают Дору Маар как самостоятельную художницу, она во всех взлетах и падениях своей жизни была и остаётся частью планеты Пикассо.

Праведница в облике роковой дамы

Юдифь - персонаж Ветхого Завета, молодая целомудренная вдова. Она, согласно легенде, во время нашествия на Иудею ассирийского царя Навуходоносора спасла от захвата свой родной город Бетулию. Когда армия осадила город, Юдифь, надев красивые одежды, отправилась во вражеский стан и сумела завоевать доверие полководца Олоферна. Выпив лишнего, Олоферн уснул, Юдифь отрезала ему голову и принесла её в Бетулию. Лишившись командира, солдаты Олоферна в панике разбежались. Вдова же вернулась к прежней жизни и до конца дней своих соблюдала безбрачие.

Этот сюжет лёг в основу многих произведений искусства. На австрийской серебряной монете достоинством 500 шиллингов, выпущенной в 1989 году в честь художника Густава Климта, воспроизведен фрагмент его картины "Юдифь с головой Олоферна", известной также под названием "Юдифь I" (1901).

По существу, это портрет Адели Блох-Бауэр (1881-1925), дочери генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра. Адель и её сестра Мария вышли замуж за братьев - соответственно Фердинанда и Густава Блохов. Обе семьи стали носить двойную фамилию.

В доме Адели часто собирались писатели, художники, политики. Климт дружил с хозяйкой этого салона и запечатлел её на четырёх картинах и многочисленных рисунках.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели, отмечала, что её нежная, томная, самодовольная и элегантная тётушка, будучи намного младше мужа, постоянно страдала от головной боли и дымила, как паровоз.

Выразительный облик Адели вдохновил Климта на нетрадиционную трактовку образа Юдифи - это не библейская праведница, а современная женщина-вамп, загадочная и чарующая.

Адель завещала мужу передать все её портреты в собственность государству. Но Фердинанд Блох-Бауэр не успел это сделать, - нацисты конфисковали полотна как еврейское имущество и передали их в Австрийскую галерею. Перед смертью (1945) вдовец отказался выполнить волю покойной супруги.

Став наследницей, Мария Альтман потребовала вернуть ей картины и заручилась поддержкой международного суда. Заполучив шедевры, она согласилась передать их Австрии выкуп в сумме 300 миллионов долларов. Впрочем, "Юдифь I" не ушла за океан, она выставлена в галерее Бельведер.

Настрадалась от вандалов

Русалочка - статуя, изображающая героиню известной сказки Ханса Христиана Андерсена. Установлена в порту Копенгагена на прибрежном валуне и открыта 23 августа 1913 года. Автор - датский скульптор Эдвард Эриксен.

Создание этой статуи имеет не совсем обычную историю. Для начала вспомним, кто такая Эллен Прайс (1878 - 1968). Выросшая в артистической семье, она пошла по стопам ближайших родственников и стала примой Датского королевского балета. Роль Русалочки в одноимённом спектакле оказалась для Эллен не только самой успешной, но и принесла балерине неожиданную удачу - быть воплощённой в бронзе.

Так случилось, что на одном из представлений среди зрителей оказался богач Карл Якобсен - хозяин пивного завода "Карлсберг". И балет, и исполнительница главной партии так потрясли его, что он заказал скульптору Эдварду Эриксену изваяние Русалочки, какой он увидел её на сцене. Эллен Прайс сначала согласилась позировать, но - как её ни уговаривали - отказалась делать это в обнажённом виде. Словом, балерина разрешила использовать в качестве модели лишь свою голову, а для всего остального скульптору позировала его жена Элин.

Готовую работу Карл Якобсен подарил родному Копенгагену. С тех пор она находится в порту и стала едва ли не главной достопримечательностью датской столицы.

Как раз в 1913 году Эллен Прайс рассталась с карьерой танцовщицы, поступила в драматический театр и снялась в двух немых фильмах. Эллен была замужем три раза, причём дважды - за одним и тем же человеком, журналистом Жаном де Планом. После девяти лет брака они мирно развелись, и Эллен вышла замуж за актера Оге Колдингома, после смерти которого вернулась к первому супругу.

В целости и сохранности бронзовая Русалочка оставалась на месте почти полвека. Но потом начались "приключения". С 1961 года на скульптуру многократно покушались вандалы. Не раз раскрашивали в разные цвета, а в 1964 году отпилили и похитили голову статуи.

Повреждённую фигуру увидела Эллен Прайс, но ей шёл уже девятый десяток, и вторично выступать в роли модели она не могла. Выручил случай: в театре, где в молодости служила Эллен, обнаружилась гипсовая модель скульптуры, и Русалочку отлили заново. Через треть века выяснилось, что памятник изуродовал некий художник - "борец с отжившим искусством".

В 1976 году Русалочке подрисовали лифчик и трусики. В 1984 году - отпилили руку, но её нашли через два дня. Шесть лет спустя - при попытке отделить голову оставили глубокий надрез на шее. В 1998 году фигуру вновь обезглавили, но голову подбросили, что облегчило реставрацию. В 2003 году статую подорвали, и она слетела с валуна. Через год её завернули в паранджу. В 2006 году к руке Русалочки прикрепили фаллоимитатор. В 2007 году - облачили в хиджаб. В 2020 году - ограничились надписями на постаменте…

Без происшествий Русалочка совершила вояж в Шанхай, чтобы семь месяцев радовать посетителей павильона Дании на Всемирной выставке (2010). Охрана там была на высоте. Тем временем в Копенгагене Русалочку заменяла видеоинсталляция.

Ныне Русалочка, несмотря на скромные размеры (высота 125 см) - одна из самых популярных достопримечательностей. Копиями этой скульптуры точно обзавелись Амстердам, Париж, Рим, Саратов, Сидней, Токио. А на самом деле - кто знает?