Судно "Крузенштерн" возвращается в Калининград после большой экспедиции

Российское учебно-парусное судно "Крузенштерн", находящееся в экспедиции, пережило за последние месяцы настоящие приключения, достойные захватывающего фильма или увлекательной книги о странствиях, рассказал ТАСС капитан парусника Михаил Еремченко.

Судно "Крузенштерн" возвращается в Калининград после большой экспедиции
© Российская Газета

В порту Касабланки, куда судно зашло с дружественным визитом перед тем, как направиться в Калининград, его капитан рассказал, что нынешний поход должен продлиться около четырех месяцев. Он проходит в рамках Большой африканской экспедиции Росрыболовства и в честь празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. На борту судна находятся более 60 членов постоянного экипажа и 135 курсантов, а также практиканты из Кубы, Марокко, Египта и Казахстана.

Июль 2025 года - последний месяц экспедиции. Судно плавало в акватории Балтийского и Северного морей, были пройдены проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, Бискайский залив и Атлантический океан. Середина похода пришлась на плавание в Индийском океане, в то время зимнем и с сильными штормами.

"Мы пытались их обойти, но сделать это было крайне трудно из-за бушевавшего в регионе огромного и агрессивного циклона", - рассказал капитан.

Он пояснил, что главной географической целью этого похода был визит в Порт-Луи на острове Маврикий в середине мая 2025 года.

Там команду ждали торжественные мероприятия в честь событий 50-летней давности, когда несколько сотен советских моряков, преодолев почти 2 500 миль, оказали помощь в спасении людей и восстановлении важных объектов на острове Маврикий, пострадавшем в то время от мощного тропического циклона "Жервез".

Порт-Луи за несколько дней пребывания "Крузенштерна" посетили около 5 тысяч человек, в том числе россияне и русскоязычные люди из других стран, уточнил капитан. Он убежден, что экспедиции в дальние уголки мирового океана нужны, в том числе и для того, чтобы "демонстрировать российское присутствие, российский флаг".

Он рассказал о сильных штормах в 10 баллов, о трудностях перехода из Индийского в Атлантический океан при резких переменах погоды и подчеркнул, что это были "настоящие приключения, достойные захватывающего фильма или увлекательной книги о странствиях".

Молодые курсанты, проходящие практику на "Крузенштерне", побывавшие в сильных штормах, стали, по словам капитана, настоящими мужчинами.

Но яркие впечатления давали не только испытания. В дни перехода по Индийскому и Атлантическому океанам экипаж близко видел огромных (до 70 метров длиной) китов, дельфинов, морских котиков, стаи тунцов и летучих рыб. Попадались необычного вида птицы.

"Все они не боялись нас, а мы не боялись их, - сказал капитан. - И вспомнил "впечатляюще красивое ночное звездное небо над головой в открытом океане, когда рядом нет ни осветительных приборов, ни городов".

В городах, где останавливалось судно - в Порт-Луи, Кейптауне и Касабланке - разворачивались большие красные баннеры, посвященные Великой Победе.

Курсанты "Крузенштерна" еженедельно, с использованием кинохроники, представляли выставки и делали доклады, рассказывающие о подвигах советского народа и наиболее важных событиях Великой Отечественной войны. Капитан напомнил, что в 2026 году паруснику исполняется 100 лет, и он отправится в новую экспедицию.

Из Касабланки, пополнивший запасы и принявший сотни гостей, в том числе соотечественников, парусник поплывет в Калининград, остановок на его пути не запланировано. Рейс займет около двух недель.

"Нас снова ждут штормы - на участке от Гибралтара до Бискайского залива, где проходят циклоны, идущие на Скандинавию. Ожидаем ветер со скоростью 20 метров в секунду и волны до 5 метров в высоту", - рассказал капитан, отметив, что этот переход все-таки будет легче, чем в районе мыса Доброй Надежды.

Справка "РГ"

Парусник "Крузенштерн" был построен в 1926 году на немецкой верфи возле Бремерхафена. При спуске на воду он был назван "Падуя". Четырехмачтовое судно вошло в десятку крупнейших парусников мира. В 1946 году перешло в собственность СССР и было названо в честь русского мореплавателя, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов адмирала Ивана Крузенштерна.

"Крузенштерн" совершил два кругосветных плавания, трансатлантическую экспедицию, был победителем международных парусных регат и гонок.

Это последний в мире классический парусник, построенный для хождения в море исключительно под парусами, без дополнительных двигателей и генераторов энергии. В настоящее время он принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в Калининграде и используется в учебных целях.