Клуб самоубийц: кто из отечественных госдеятелей добровольно ушел из жизни

"Это не может не шокировать нормальных людей", - заявил пресс-секретарь президента, комментируя смерть Романа Старовойта. И на сей раз высказывание Дмитрия Пескова, пожалуй, не вызовет возражений даже у самых придирчивых его критиков. Добровольный уход из жизни действительно во все времена вызывал шок у людей. А добровольный уход государственных деятелей являл собой также шок и для государства. "Традиция" же, если так можно выразиться, подобных уходов началась, увы, далеко не вчера.

Клуб самоубийц: кто из отечественных госдеятелей добровольно ушел из жизни
© Московский Комсомолец

Скажем, в сталинскую эпоху это была одна из наиболее распространенных причин смерти государственных и партийных деятелей. Первое место в этом рейтинге занимали расстрелы: кровавые "чистки" затронули большую часть советской элиты того времени. Очень часто попавшие в опалу и/или под колпак НКВД кадры кончали с собой, не дожидаясь арестов. Впрочем, были и иные поводы для ухода из жизни, не связанными с преследованием "не ошибающихся" органов.

К примеру, известный советский дипломат Адольф Иоффе (в последний период жизни - заместитель председателя Главного концессионного комитета СССР) страдал от тяжелой болезни, полиневрита, приковавшего его к постели. Иоффе обратился в ЦК партии с просьбой выделить деньги на лечение за границей, на что последовал отказ. Собственно, именно после этого Адольф Абрамович и принял роковое решение. Случилось это 17 ноября 1927 года.

Хотя, по всей видимости, были также и причины политические: Адольф Иоффе входил в ближайшее окружение Льва Троцкого, потерпевшего разгромное поражение в борьбе за власть. Кстати, речь "демона революции" на похоронах Иоффе была его последним публичным выступлением в СССР. "Такие акты, как самовольный уход из жизни, имеют в себе заразительную силу, - сказал тогда Троцкий на могиле своего соратника. - Но пусть никто не смеет подражать этому старому борцу в его смерти - подражайте ему в его жизни!"

Через пять лет, 9 ноября 1932 года, такая же беда случилась в стане победителей: добровольно ушла из жизни жена Иосифа Сталина Надежда Аллилуева. Согласно имеющимся данным, этому предшествовала семейная ссора. Официально, впрочем, причиной смерти был объявлен приступ острого аппендицита. А дальше именитые и высокопоставленные самоубийцы пошли, что называется, очень кучно. Приведем лишь наиболее известные и знаковые случаи.

Михаил Томский - член Полибюро ЦК ВКП(б)в 1922–30 годах, в последний период жизни - заведующий Объединением государственных книжно-журнальных издательств РСФСР: дата смерти - 22 августа 1936 года. Все произошло после заявления прокурора СССР Вышинского о начале расследования в отношении лидеров "правого уклона".

Серго (Григорий Константинович) Орджоникидзе, член Политбюро ЦК ВКП(б), народный комиссар тяжелой промышленности СССР: скончался 18 февраля 1937 года. Официально объявленная причина смерти - "паралич сердца". Существует также версия, что Орджоникидзе был убит. Однако согласно наиболее распространенной и правдоподобной версии, нарком покончил с собой.

Ян Гамарник, начальника Политуправления РККА, армейский комиссар 1-го ранга: дата смерти - 31 мая 1937. Покончил с собой накануне неизбежного ареста (являлся одним из фигурантов "дела Тухачевского"). После смерти был объявлен "врагом народа".

Михаил Литвин, начальник секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР, начальник Управления НКВД по Ленинградской области, комиссар государственной безопасности 3-го ранга: скончался 12 ноября 1938 года. Покончил с собой, почувствовав угрозу ареста.

Михаил Каганович, народный комиссар оборонной промышленности СССР (1938-1939 годы), народный комиссар авиационной промышленности СССР (1939-1940 годы), в последний период жизни - директор авиационного "Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе" (Казань): дата смерти - 1 июля 1941 года.

За полгода до этого XVIII конференция ВКП(б) вынесла следующую резолюцию: "Предупредить т. Кагановича М. М., который, будучи наркомом авиационной промышленности, работал плохо, что если он не исправится и на новой работе... то будет выведен из состава членов ЦК ВКП(б) и снят с руководящей работы".

Иван Копец, командующий ВВС Западного фронта, генерал-майор авиации: ушел из жизни 22 июня 1941 года. Совершил самоубийство в своем кабинете, узнав о потерях, понесенных авиацией фронта в первый день Великой Отечественной войны.

Андрей Солодилов, председатель Верховного Суда РСФСР (в 1937-1938 годах), заместитель председателя Верховного Суда СССР (1938-1948 годы): дата смерти - 27 мая 1948 года. Покончил с собой после того, как был отстранен от должности в связи с уголовным делом о взятках.

В постсталинские времена советским чиновникам жилось несравнимо более спокойно и комфортно, поэтому самоубийства в этой среде стали происходить намного реже. А что касается высшего эшелона власти, то с момента смерти Сталина и начала агонии СССР можно насчитать всего несколько таких случаев.

В числе наиболее известных самоубийц того периода - Алексей Ларионов, первый секретарь Рязанского обкома КПСС (в 1948-1960 годах), член ЦК КПСС. Партийный деятель ушел из жизни 22 сентября 1960 года. В газетах сообщалось о смерти из-за сердечной недостаточности, однако известно, что Ларионов покончил с собой после разоблачений аферы, вошедшей в историю как "Рязанское чудо": путем приписок и махинаций руководство области в три раза "перевыполнило" по производству мяса и молока.

Самоубийством, согласно распространенной версии, был и уход из жизни многолетнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой: трагедия произошла 24 октября 1974 года. В медицинском заключении причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность, однако, по свидетельству, например, бывшего председателя КГБ СССР Владимира Крючкова, "все знавшие ее товарищи утверждали, что она покончила жизнь самоубийством в ванной комнате собственной квартиры".

Среди возможных мотивов ухода из жизни указываются депрессия, связанная с обстоятельствами личной жизни (измена мужа) и проблемами на службе. По некоторым данным, накануне рокового шага Фурцевой стало известно о ее скором смещении с должности.

Наиболее же обильную жатву такого сорта смерть пожала среди советских руководителей в последние годы существования Советского Союза. Список "топ-самоубийц" этого времени открывает Семен Цвигун - первый зампредседателя КГБ СССР, генерал армии: дата смерти - 19 января 1982 года. Согласно наиболее распространенной и правдоподобной версии причиной добровольного ухода из жизни стало состояние здоровья: Цвигун болел раком.

Николай Щелоков, министр внутренних дел СССР (в 1966-1982 годах), генерал армии: дата смерти - 13 декабря 1984 года. Очевидная причина самоубийства - отставка и опала. Проведенная при новом руководстве МВД проверка выявила факты злоупотреблений и коррупции. Помимо смещения с должности Щелоков был исключен из КПСС, лишен воинского звания и государственных наград.

Последние советские высокопоставленные самоубийцы - члены и "пособники" ГКЧП. Это Борис Пуго - министр внутренних дел СССР, член ГКЧП: дата смерти - 22 августа 1991 года (вместе с ним покончила с собой его жена, Валентина Пуго). Это Сергей Ахромеев - начальник Генерального штаба ВС СССР, первый заместитель министра обороны СССР (в 1984-1988 годах), главный военный советник Президента СССР (в 1990-1991 годах), Маршал Советского Союза: ушел из жизни 24 августа 1991 года. И это Николай Кручина - управляющий делами ЦК КПСС (в 1983-1991 годах): скончался 26 августа 1991 года.

В этих случаях мотивы не вызывают вопросов: каждый оставил предсмертную записку с изложением причин такого решения. "Совершил совершенно неожиданную для себя ошибку, равноценную преступлению, - писал, к примеру, Борис Пуго. - Знаю теперь, что обманулся в людях, которым очень верил... Все это ошибка! Жил я честно - всю жизнь". Думается, далеко не каждый отечественный чиновник может сказать так про свою жизнь в самом ее финале.