В Восточной Европе 615 лет назад остановили натиск немецких крестоносцев

615 лет назад, 15 июля 1410 года, на широком поле близ прусских деревень Грюнвальд и Танненберг состоялась одна из самых знаменитых битв в истории Восточной Европы. Предки современных белорусов и россиян помогли объединенным войскам Польского королевства и Великого княжества Литовского разгромить воинство Тевтонского ордена. Выдающаяся победа стала переломной в длительной борьбе с агрессией немецких крестоносцев против соседних государств и народов.

В Восточной Европе 615 лет назад остановили натиск немецких крестоносцев
© Российская Газета

Основанный в 1190 году Тевтонский орден, как и его сосед Ливонский орден, обладали значительными для своей эпохи военными силами и весьма специфически выполняли свои формальные крестоносные задачи, постоянно воюя и с православными христианами, и с католиками-поляками. В XIV веке крестоносцы реально угрожали Великому княжеству Литовскому, его столице Вильно и его восточнославянским землям, "фирменным стилем" крестоносцев стали непрерывные опустошительные походы. Ливонский орден не раз пытался захватить Полоцк, но всякий раз безуспешно. К началу XV столетия более мощный Тевтонский орден намеревался объединить вокруг себя ливонцев и развернуть еще более решительную экспансию на славянские земли.

Смоленские воины спасли поляков от удара тевтонских рыцарей во фланг, что сыграло роль в будущей победе в битве

Крестоносцы делали ставку на разъединенность их противников, которая не раз помогала им совершать территориальные захваты. Но один из таких захватов, присоединение Жмуди от Великого княжества Литовского, вышел тевтонским рыцарям боком. В 1409 году именно в Жмуди началось восстание против ордена, которое сопровождалось единством действий польского короля Ягайло и его двоюродного брата Витовта, великого князя литовского. Союзники решили ударить первыми и дать решающее сражение на орденской территории.

В июне 1410 года в Гродно сосредоточилось войско Витовта, в котором значительную силу составляли восточные славяне. Часть хоругвей носили названия мест, откуда они прибыли. Из нынешних белорусских земель в Грюнвальдской битве участвовали Полоцкая, Витебская, Мстиславская, Оршанская, Лидская, Пинская, Новогрудская, Брестская, Волковысская хоругви, бок о бок с ними сражались предки современных россиян из Смоленской и Стародубской хоругвей.

В начале июля войска Витовта и Ягайло объединились в Польше на реке Висле и вскоре перешли границу Тевтонского ордена. Удобное поле близ Грюнвальда стало ареной многочасовой кровавой битвы, изобиловавшей драматичными сюжетными поворотами. Чванливый великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген переоценил возможности собственного воинства, уповая на преимущества тяжеловооруженной конницы, которую представляли рыцари из различных немецких земель и даже из Швейцарии. Объединенное войско Ягайло и Витовта обладало численным преимуществом: точные цифры сражающихся армий дошедшие до нас источники не сохранили, среди историков преобладает мнение о том, что у победителей в битве было не более 39 тысяч человек, у проигравших немцев - не более 27 тысяч.

Перед началом сражения тевтонцы повели себя исключительно нагло. К Ягайло и Витовту отправились герольды с дерзким посланием от великого магистра и мечами, вручение которых по тем временам означало публичное оскорбление. Немцы подготовились к атакам своих противников, заранее выкопав на поле битвы ямы, прикрыв их землей: в итоге пошедшая в наступление конница Витовта попалась на эту уловку, и в эти ямы "падали люди и кони".

Бои часто принимали ожесточенный характер. Автор польского описания битвы Ян Длугош, отец которого сражался под Грюнвальдом, повествовал: "Когда же ряды сошлись, то поднялся такой шум и грохот от ломающихся копий и ударов о доспехи, как будто рушилось какое-то огромное строение... Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и острия копий направлялись в лица врагов... Наконец, когда копья были переломаны, ряды той и другой стороны и доспехи с доспехами настолько сомкнулись, что издавали под ударами мечей и секир, насаженных на древки, страшный грохот, какой производят молоты о наковальни, и люди бились, давимые конями".

На левом фланге войско Витовта в какой-то момент стало отступать, и в этот момент стойкость проявили три смоленских полка. Длугош так рассказал об их подвиге: "Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками". Смоленские воины спасли поляков от удара тевтонских рыцарей во фланг, их мужество имело большое значение для будущей победы в битве.

В кульминационный момент противостояния под Грюнвальдом великий магистр фон Юнгинген допустил роковую ошибку. На седьмом часу битвы, полагая, что противник уже на грани поражения, он лично ринулся в бой во главе своих резервов из 16 хоругвей. Но именно в этот момент Ягайло и Витовт ввели в бой свои резервы, нанеся отборному немецкому войску жестокое поражение. Погиб сам великий магистр и почти все главные чины Тевтонского ордена. В довершение всех бед победители взяли штурмом лагерь крестоносцев, перебив пытавшихся укрыться там тевтонцев. Под Грюнвальдом полегло более 200 элитных немецких рыцарей, общее число убитых с тевтонской стороны оценивается в 8 тысяч человек. Другие тысячи попали в плен, выбраться из которого богатым рыцарям было ох как непросто: так, наемник фон Лойм заплатил за себя выкуп, адекватный 30 килограммам серебра.