Астрономия древних пахарей создала основу для власти фараонов

Международная группа археологов предложила новую теорию становления власти египетских фараонов. Изучив 504 погребения (3500-2700 гг. до н.э.) в Адайме, специалисты обнаружили ключевую роль общинных традиций в легитимации первой царской династии.

Астрономия древних пахарей создала основу для власти фараонов
© Российская Газета

Дофараоновская эпоха малоизвестна из-за скудности письменных источников, в отличие от богатой наскальной живописи. Анализ захоронений показал резкий сдвиг в погребальных практиках около 3000 г. до н.э. Простые ритуалы сменились сложными церемониями, тесно связанными с астрономическими событиями.

Так, в одной из усыпальниц (S166) тело девочки-подростка ориентировано на закат зимнего солнцестояния, а саркофаг - на восход Сириуса. Другое погребение (S837) содержало женщину с ритуально разбитым сосудом - практика, позже вошедшая в Тексты пирамид. В соседней могиле (S874) женщина с посохом и растительным париком обращена к летнему солнцестоянию.

Эти "астрономические совпадения" были системными. К 2700 г. до н.э. восход Сириуса совпадал с летним солнцестоянием и разливом Нила - ключевым для земледелия событием. Первые фараоны интегрировали эти значимые для крестьян символы в государственную идеологию. Сельские погребальные обычаи сформировали основу официальной религиозной космологии.

"Фараоны взяли почитаемые крестьянами объекты, вроде Сириуса (символа плодородия), и превратили их в доказательство своего божественного статуса", - поясняют авторы. Например, миф об Исиде, собирающей тело Осириса, мог быть вдохновлен ритуалом из гробницы S166, где отрубленные руки девочки были посмертно приложены к телу.

Использование звездных символов узаконило власть царей, намекая на их небесное происхождение. Эта работа опровергает традиционный взгляд, что государство фараонов создано исключительно усилиями элиты: ритуалы власти зародились в сельских общинах задолго до воцарения первой династии.