Россияне назвали любимые и нелюбимые школьные предметы: физкультура в обоих списках
Школьные годы чудесные не воротишь назад — и слава Богу, убеждено большинство россиян. Ведь хотя бы один предмет каждый человек непременно вспоминает с содроганием и мыслями: «Как хорошо, что больше никогда!» Аналитики одной из рекрутинговых онлайн-платформ опросили россиян и выяснили, какие школьные уроки пользовались особенной симпатией или антипатией. Результаты оказались интересными: математика и физкультура возглавили оба списка — и любимых, и ненавидимых. Конечно, у разных людей.

Как свидетельствуют результаты опроса, большинству соотечественников в школьные годы ненавистнее всего была химия, «антисеребро» у физики, «антибронза» у математики. Но она же чудесным образом возглавила хит-парад со знаком плюс: если наши сограждане любили что-то из школьных дисциплин, то чаще всего математику, на 2-м месте история, за ней по количеству поклонников литература, иностранные языки и физкультура. Есть и чисто половые предпочтения: сильный пол чаще признавался в любви к истории и физкультуре, а прекрасный — к иностранным языкам, русскому и литературе. Различия во вкусах поколений тоже заметны: россияне помоложе в школе все больше увлекались предметами, связанными с законами современного социума — обществознанием, новейшей историей и т.д. В середине нулевых в школьном «тренде» были математика и история (для поступления в популярные тогда экономические и юридические вузы), а до этого — иностранные языки и литература, необходимые для продолжения учебы по престижным при позднем СССР гуманитарным и лингвистическим специальностям.
Ведь «все учились понемногу», жаль, что не все в Лицее... Оказалось, что среди симпатий и антипатий, есть дисциплины прямо-таки с квантовой неопределенностью, их любят и ненавидят одновременно. О двойственной структуре материи говорит физика. Поэтому неудивительно, что она угодила в число «любовно-ненавистных» предметов. Не первое место, а на почетное второе, с 22% нелюбви от всех опрошенных.
А на первом месте, с 27% антагонизма — химия. И тут педагоги и школы, конечно, должны были постараться. Ведь боевой возраст от 10 до 14 лет самой природой, кажется, предназначен для того, чтобы химичить. Кто не растворял в ложке нагретую таблетку, не взрывал «пороховушки», не поджигал пластик? Кто не кидал карбид в лужу — назови! И прирожденным будущим Менделеевым внушена такая ненависть к химии. Почти каждому третьему, как и автору этих правдивых строк. Помню, обсуждали: «Химия — даже звучит противно».
На третьем месте у антирейтинга математика. Жаль, составители опроса не уточнили, какая именно. Однако другие изыскания на эту тему настаивают, что инфернальнее всего геометрия. Синусы и тангенсы являются в страшных снах, как ответ у доски в трусах, задолго после окончания школы.
Однако, это не все — апологеты у царицы точных наук тоже нашлись. Их вовсе не меньше, а больше, чем утомленных умственной гимнастикой. Математику любят 29%, а вот 15% опрошенных вспоминают ее с ужасом.
Знакомясь с результатами, ныне получившие уже и высшее образование пользователи Рунета 30+, вспоминают, что их отношение к школьным дисциплинам сильно зависело от личности преподававших их учителей.
— Я ненавидела химию, но только потому что химичка меня невзлюбила и вечно при всех подчеркивала мою якобы тупость, — признается ныне 35-летняя москвичка Ольга. — Из всего класса она только мне могла сказать: все слушают, кроме Оли, она может своими делами заниматься, все равно ничего не поймет. Выдай учитель такое в школе моей дочери, она как раз переходит в 8-й, в котором начнется химия, ребенок бы уже пожаловался родителям, а те в департамент образования. Но я молчала, а все мои обиды незаслуженно достались науке химии.
По признанию Ольги, ставшей филологом, во взрослой жизни с химией она больше не сталкивалась, разве что с бытовой, поэтому тяжелые воспоминания о «вредной химозе» со временем потускнели. Но есть и такие, кто назло аналогично нелюбезным педагогам решил украсить собой преподаваемую им отрасль.
Особенно яркая деталь — в число предметов, которые одни любят, а другие точно нет, попали физкультура и рисование (ИЗО). Рисование не любил каждый восьмой, «физ-ру» каждый девятый бывший школьник. А сколько за этими скромными данным детских психотравм, обид и ненужных «троек»...
Рисование не каждому дано, «артистизм в крови» принимает разные формы. Мало кто из директоров и учителей школ даже сегодня оценят перформанс. Девочек с голубыми (и розовыми) волосами отправят стричься, мальчика в кигуруми — переодеваться. Не ценят в школе роспись стен и туалетов, которые, по Маяковскому, спустя тысячи лет радуют ученых. А раньше был волюнтаризм. Тряпкой умоют, папу в школу вызовут, дневник который не электронный, красным распишут — вот и все художества.
Физкультура предмет спорный. Двоечник его величает лучшим, «заучка» сторонится, горизонтально одаренный мучится, не взирая на бодипозитив. Да и меняющиеся тела, отрастающие конечности предпубертата мало поддаются стандартизации. Хотя, раньше как-то одинаково бегать и прыгать одинаково, особенно в 1920-30, когда придумывали ГТО. А теперь нет. Внезапно, дети не одинаковы. Поэтому, в зачетной системе, которую могут ввести относительно музыки, ИЗО, физкультуры и труда, есть рационального зерно. И положительное следствие: вдруг окажется, что необязательные предметы это не только труд, отчетность, закрытая строка «табеля», но удовольствие и польза.
В школе я больше всего любил физ-ру и еще сначала ИЗО, а потом черчение, - признается 50-летний Егор из Ярославля. — Я знаю, что за глаза в школе меня считали туповатым, но на самом деле я просто по-настоящему был увлечен только своей секцией борьбы. А в школе просто отбывал повинность, не прилагая никаких усилий. Но не зря тренер говорил, что характер у меня бойцовый. Пока учителя просто мне пеняли, что я не успеваю по их предмету, неусидчивый и так далее, мне было плевать. Я обещал исправиться и опять забивал на все домашки, а на уроках рисовал сидящих под хорошим углом одноклассниц. И только молодому химику, пришедшему к нам взамен ушедшей на пенсию химички, удалось взять меня на слабо. В отличие от предшественницы, он не стал упрекать меня в безделье, а просто развел руками: мол, раз Егора природа обделила пониманием химии, давайте не будем тратить время тех, кто хочет ее изучить, на его молчаливое стояние у доски. Я буду заранее выставлять ему 3, чтобы его из школы не выгнали, а вызывать его не буду, кто за? И весь класс поднял руки. Типа они такие молодцы, хотят учиться, а я отнимаю их время «своим тупым стоянием у доски». Меня это так задело, что я пришел домой, сел с учебником и за несколько часов понял всю эту химию. На следующем уроке сам поднял руку и произвел фурор. Молодой химик, правда, только усмехался в усы. До сих пор, кстати, не знаю, не нарочно ли он так сделал?! Он вскоре переехал в другой город, а нам прислали молоденькую химичку, которая нас так боялась, что к доске не вызывала никого. Но я уже так втянулся, что пошел на химфак. Поступил, закончил и всю жизнь работаю в химпромышленности. И вспоминаю резкого физика добрым словом.
Эксперты, кстати, подчеркивают: не всегда все любимые предметы становятся стартовыми ступеньками в карьере, — но все равно так или иначе влияют на будущую взрослую жизнь.
Судя по риторике руководителей образования, кривая общественных предпочтений среди школьных предметов вот-вот опишет круг. И это нормально, наверное. Но только развитие — не логарифмическая функция, похожая на пружинку, где каждый виток одинаков. Цифровые технологи с ИИ так резко выстрелили вверх, что пружина распрямилась. Будущее не определено.