Последний духовник императора Николая II: как тобольский священник повторил путь царской семьи

Последняя исповедь императора Владимир Хлынов родился в Екатеринбурге в 1876 году в семье священника. Окончил Далматовское духовное училище, Тобольскую семинарию и Казанскую духовную академию. После учебы вернулся в Тобольск, преподавал в училищах. Женился. В 1905 году рукоположен в священника и назначен настоятелем церкви в честь благоверного князя Александра Невского в Тюмени. После его перевели в Тобольск, где он стал настоятелем Софийско-Успенского собора. «Отец Владимир был единственным священиком в Тобольской епархии, который открыто выступил в защиту царя Николая II в 1917 году с церковного амвона в Знаменском соборе Тюмени, когда император был отстранен от власти после февральской революции. Так случилось, что и последним духовником царской семьи с января по май 1918 года, во время их ссылки в Тобольске, был также этот батюшка», – рассказал журналистам на фестивале «Православие и СМИ» в Тобольске протоиерей Григорий Мансуров, председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии. С 1918 года царскую семью перестали выпускать из заточения в храмы Тобольска на богослужения после скандального случая. Дьякон на праздник Рождества Христова сказал многолетие по чину действующего императора. Большевики едва его не расстреляли. «Того священнослужителя спас митрополит Гермоген и отправил в монастырь, на его место назначили Владимира Хлынова», – уточнил Мансуров. Солдатский комитет разрешил царской семье посетить храм на первой неделе Великого поста в среду, пятницу и субботу. Владимир Хлынов принял последнюю исповедь у Николая II и царской семьи 22 марта, в день памяти 40 Севастийских мучеников. «В Екатеринбурге только молебны совершались, они больше не исповедовались и не причащались. Поэтому его называют последним духовником царской семьи», – добавил Мансуров. Содержание исповеди, конечно же, осталось тайной. Но есть воспоминания батюшки о тех событиях, которыми он поделился с заключенным. «Протопресвитер Михаил Польской свидетельствовал, что в Соловецком концлагере протоиерей Владимир Хлынов поделился с ним впечатлениями о переживаниях венценосцев. Более всего император страдал, что власть попала к большевикам, убивавшим Россию, «это переживание было самым больным у государя и по преимуществу преследовало его в дни заключения и, может быть, сознавалось им как какой-то грех, от тяжести которого он хотел избавиться». Император говорил отцу Владимиру, что 2 марта 1917-го года не предполагал случившегося развития событий», – говорится в книге Капкова К. «Единение судеб: последний царь и духовник», 2022, С. 75-76). Через концлагеря – на Голгофу Отец Владимир участвовал в погребении епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, который принял мученическую смерть от рук «красных». Отступая в Иркутск с войсками Колчака (адмирал, один из лидеров Белого движения во время Гражданской войны. – Прим. ред.), батюшка спрятал в подвале Софийско-Успенского собора мощи святителя Иоанна Тобольского и взял с собой в эвакуацию его серебряную раку. Потом протоиерей вернулся в Тобольск и активно сопротивлялся обновленческому расколу в православной церкви, который поддерживался советской властью. «Церковный раскол произошел в 1920-х годах. Нам сейчас сложно представить то, как это было. Происходило то же самое, что и на Украине сейчас, но только хуже: там не расстреливали, а тогда расстреливали много. Церковь была разделена. Пришли обновленцы, патриарх был под домашним арестом. Почти все храмы Москвы и Сибири перешли к обновленцам. Эти люди сами провозгласили себя митрополитами, выступали за упразднение монашества и так далее. Отец Владимир активно выступал против обновленцев. Это было большим шагом. И на него пожаловались куда надо», – подчеркнул Мансуров. Протоиерей Хлынов отказался публично служить литургию с обновленцами и прервал с ними каноническое общение. Он отстаивал каноническое церковное управление. В последствии его арестовали и сослали в печально известный Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) в конце 1923 года. Освободился батюшка 7 января 1926 года. Вернувшись из заключения, он с большим трудом получил возможность совершать богослужения в Ильинской церкви в Тюмени, где сейчас находится женский монастырь. В 1930 году отца Владимира снова арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и приговорили к двум годам ссылки в Обдорске (ныне Салехард). Оттуда он написал письмо жене писателя Максима Горького Екатерине Пешковой, которая помогала политзаключенным, с просьбой о содействии. «Срок у него уже закончился. Его не выпускали, нужны были документы. Он просил помочь. Так и непонятно, смог ли он выехать домой из обдорской ссылки или там его сразу арестовали и отправили в третью ссылку», – отметил Мансуров. В 1932 году священник проходил по групповому делу «Союза спасения России», по которому были осуждены 54 человека. Батюшку обвиняли в том, что он якобы выполнял роль связиста между царем Николаем и епископом Гермогеном, который, как утверждает обвинение, готовил побег императора за границу, за «речи погромного характера» против советской власти, помощь политическим ссыльным из числа духовенства и др. Отца Владимира приговорили к пяти годам заключения. 56-летнего протоиерея отправили в Среднеазиатский исправительный трудовой лагерь под Ташкентом. Смертность в нем была ужасающей, выше, чем в фашистком Бухенвальде в годы Второй мировой войны. Заключенные массово гибли от антисанитарии, малярии и голода. Отец Владимир продержался там всего три месяца. 10 августа 1932 года батюшка отошел ко Господу в заключении. «Многие десятилетия его семья ничего не могла узнать о судьбе близкого человека, данные были получены только в 2014 году», – отметил Мансуров. Пропавшие дела царского духовника Среднеазиатская митрополия подала заявку в Синодальную комиссию по канонизации святых РПЦ о включении отца Владимира Хлынова в Собор новомучеников и исповедников русской церкви. Комиссия столкнулась с препятствиями к его прославлению: не удалось найти дела, по которым священник был осужден на заключение в Соловецком концлагере и ссылку в Обдорск. Когда следственные материалы обнаружат, то комиссия вернется к рассмотрению вопроса о канонизации отца Владимира. «Церковь не канонизирует человека, пока не будет точно известно, что он говорил и все нюансы дел. Инициатива есть. Человек он достойный. В тот момент многие приветствовали, даже священнослужители, происходившие в стране события, февральскую революцию. А он, несмотря ни на что, выступил в защиту (царя и канонической церкви). Это было поступком в то время», – заключил Григорий Мансуров. Фото: ФедералПресс / Анастасия Куликовских

Последний духовник императора Николая II: как тобольский священник повторил путь царской семьи
© РИА "ФедералПресс"