Демон без искупления. Как спектакль "Мишель" рушит миф о Лермонтове

Кто заплатил самую высокую цену за талант Лермонтова? И почему "гений" не равно "хороший человек"? Театр "Комната 24" в премьере постановки "Мишель" (16+) показал известного на весь мир поэта с весьма неожиданной стороны. Посмотрели и делимся мыслями о постановке. "Быть человеком или быть поэтом" - таким выбором терзается юный Мишель Лермонтов по фабуле премьерной постановки экспериментального театра "Комната 24". И, кажется, не может разорваться и выбирает застыть где-то посередине. Ведомый музой, но погружённый в омут человеческих страстей. Баловень судьбы, инфантил, фаталист, величавый и мощный, как Кавказский хребет: все издали видят вершины, но почти никто не всматривается в зияющие пропасти. Возможно, только она - неслучившаяся возлюбленная Варвара Лопухина (в чувственном и нежном исполнении Насти Мирошниченко) полностью понимает и принимает его. Но юный поэт, похоже, не обнаруживает в себе и крупицы той мудрости и глубины, которыми щедро осыпана его поэзия. Опасное сходство Исполнитель главной роли Алексей Белозёров создаёт убедительный, но тревожный образ - его Лермонтов к финалу превращается в живую иллюстрацию к "Герою нашего времени". Статный юноша, с открытым, благородным лицом и холодным блеском в глазах - он словно Печорин, внезапно получивший поэтический дар. Но если Печорин - законченный художественный образ "лишнего человека", сознательно обделённый автором творческим даром (его дневник - лишь бледная тень лермонтовской прозы), то сам Лермонтов куда сложнее: его язвительность и склонность к разрушению шли рука об руку с искренней творческой одержимостью. В спектакле же мы видим красивого страдальца, который пишет гениальные стихи как бы "между делом", будто они случайное следствие его терзаний - тогда как для реального Лермонтова поэзия была не побочным продуктом, а главным способом существования. Получается некоторый парадокс: делая поэта "понятнее" через печоринские черты, постановка, возможно, теряет кое-что важное по пути - то, что отличало живого Лермонтова от его литературного двойника: способность претворять свою разрушительную энергию в искусство. И Алексей Белозёров прекрасно показывает первую часть уравнения (его герой к середине спектакля вызывает острое желание пригласить его на дуэль), но не хватает второго - того самого преображения боли в поэзию. В итоге мы видим не Лермонтова, а его литературного двойника - одарённого, но безнадёжно застрявшего в роли "демона без искупления". Кстати, сам Лермонтов очень боялся стать таким - отсюда его побег на Кавказ и одержимость смертью. Женская доля Женщины в постановке - не просто фон для мужских амбиций, только они сохраняют связь с реальностью и часто - человечность. А ещё они не играют в игры поэта. Так и героиня Насти Мирошниченко Варенька Лопухина не жертва, а единственный персонаж, видящий Лермонтова целиком - и всё равно любящий. В её сценах - подлинная драма: она принимает его демонов, в то время как он не может принять её простого человеческого тепла из-за своих заморочек гениальности, а, может, из-за банального упрямства: "А женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?". Так что пока Лермонтов играет в демона, Печорина и гения, мужчины вокруг чинят насилие, унижают и растаптывают, женщины здесь просто живут - и поэтому оказываются на порядок мудрее, сильнее и человечнее всех мужских персонажей вместе взятых. Эльфийская сага Хореография в "Мишеле" добавляет действию флёр шотландской туманности и эльфийской сказки. Пластические сцены от дуэта the.MANKA (Дарья Балашова и Мария Кот) создают ощущение простора и полёта, как в балладе или древней легенде, где граница между реальностью и сном едва уловима, а сам Лермонтов предстаёт ещё и мистиком, имеющим связи с неизведанным и потусторонним. С первых минут спектакль очаровывает визуальной гармонией и динамикой: от сказаний очаровательных нимф из древних эльфийских легенд (отсылка на мифические корни в биографии поэта, связанные с предком шотландцем Томасом Лермонтом) нас переносят в салоны XIX века с их интригами, цинизмом и опасными забавами высшего света. Порочное красное свечение бальных зал сменяется холодными оттенками Кавказа. Сам Лермонтов как эльфийский изгнанник в мире людей, существует на грани - между поэтическим вымыслом и жестокой реальностью, между детской верой в чудеса и разочарованием взрослого человека. Но "Мишель" - это прежде всего спектакль не о великом поэте, а о человеке, потерянном между гордостью и уязвимостью, талантом и слабостью, с огромной потребностью в любви. А ещё, пожалуй, это история о тех, кто был рядом с гениальным поэтом и многое вытерпел из-за него. Постановка напоминает: гений не только дар, но и бремя, ноша которого часто тяжким грузом ложится и на окружающих. Пока поэт ищет себя в страданиях и высоких словах, кто-то на расстоянии вытянутой руки расплачивается за его взлёты и падения: молча, терпеливо, с человечностью и мудростью, которых самому гению не досталось. Фото: скриншоты программы "Свободное время в Омске"

Демон без искупления. Как спектакль "Мишель" рушит миф о Лермонтове
© Омск Здесь