Стало известно имя еще одного неизвестного героя: Сергей Иванович Чуканов

Когда познакомился, пусть и заочно, с Сергеем Ивановичем Чукановым? В 1994 году, впервые побывав дома у будущих Героев России разведчиков-нелегалов Морриса и Леонтины Коэнов. Из нескольких картин на стене их московской квартиры одна особенно запомнилась. Спросил у хозяина, кто же художник, и получил ответ: "Это товарищ из нашей Службы". То бишь из Службы внешней разведки. На том расспросы мои и завершились.

Стало известно имя еще одного неизвестного героя: Сергей Иванович Чуканов
© Российская Газета

А незадолго до этого увидел на территории штаб-квартиры СВР в Ясенево памятник чекистам-разведчикам, отдавшим жизнь за Родину. Монумент, стоящий на возвышенности, не поражает размерами, не бьет в глаза. Но он выразителен. Скромен, как и те люди, которым он дарован. Его создал ваятель, точно знавший, кому посвящает свою работу.

Обелиск установлен в 1980-м в год 35-летия Великой Победы и 60-летия нашей внешней разведки. С тех пор в праздники - 9 Мая, 23 февраля и 20 декабря, День работника органов госбезопасности, к монументу возлагают цветы уже несколько поколений разведчиков.

5 мая 2025 года к стеле была доставлена частичка Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата. Памятник - в цветах. Оставили на постаменте букеты и мы с народным художником России Никасом Сафроновым. Он, автор 44 портретов отечественных разведчиков, несколько лет назад передал их в дар СВР.

Назвали нам имя автора памятника: Сергей Иванович Чуканов, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, почетный сотрудник органов госбезопасности и, внимание, заслуженный работник культуры РСФСР. Долгие годы Сергей Иванович трудился в нелегальной разведке.

Кисти художника, объяснили нам вежливые сопровождающие, принадлежит немало работ, в том числе и те, что 30 лет назад увидел я в квартире разведчика-нелегала Морриса Коэна. Теперь фамилия живописца рассекречена.

Но не биография Сергея Ивановича Чуканова.

Показывал альбом с работами Чуканова художнику и искусствоведу, во вкусе которых не сомневаюсь. Оценки сошлись - прекрасная, правдивая графика.

Добавлю: фронтовая, военная, непостановочная. Так рисовать войну мог только человек, ее прошедший. Паренек 1923 года рождения рвался на фронт. Его не брали - слишком молод. Рыл окопы под Москвой. В ноябре 1941 года мобилизован. И с 1942-го по 1945-й служил в отдельном разведывательном артиллерийском дивизионе. Какой длинный путь он прошел. От Бронниц - Могилева - Лиды - Гродно до Кенигсберга. Два ордена Красной Звезды, медали "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга"...

А еще он все время рисовал. Как удавалось? Может, на привалах, в перерыве между боями. Судя по некоторым рисункам, и прямо в окопе. Здесь вся правда без прикрас. Не победные залпы, нет. Настоящая кровавая война с огромными потерями. И с оптимизмом: победа будет за нами.

Графика Сергея Чуканова лаконична и правдива. Фронтовая, не постановочная. Так рисовать войну мог только художник, ее прошедший

Его уважали товарищи. С передовой фотографий не прислать. Могла забрать цензура. И своих однополчан он рисовал. Самых разных, бившихся с ним рядом. Дарил рисунки, и они отправляли их домой, чтобы там знали: наш родной жив. Если боец погибал, у родственников оставалась память - на войне он был таким.

Развороченные немецкие танки на обочинах. Сожженные белорусские деревни. Кресты на развилках разбитых дорог. Бои и залпы катюш. И целая галерея графических портретов однополчан: дошедших вместе с ним или сделавшим все, чтобы наши обязательно дошли. И вот он последний фашистский оплот - Кенигсберг, объявленный неприступным, но Чукановым и его товарищами взятый.

А еще дупло огромного старого дерева. Уже после войны он искал именно такие. Может, дупло сделалось для него символом войны: брешь, пробитая снарядом в некогда мощном живом теле.

Мечты сбывались. После Победы фронтовик поступил на художественное отделение Московского полиграфического института. Закончил. Рисовал. Выставлялся.

И был приглашен во внешнюю разведку. Нелегальную. Чем занимался там Сергей Иванович? Не знаю. Могу только с той или иной степенью вероятности догадываться. Эта часть биографии засекречена.

Живописцы служили в разведке

Начну с самого известного, пожалуй, разведчика-нелегала Вильяма Генриховича Фишера, взявшего при аресте имя своего друга-чекиста - Рудольфа Ивановича Абеля. Он прекрасно рисовал во всех жанрах - портреты, пейзажи, натюрморты...

В США работал под прикрытием художника. Эмиль Гольдфус творил в своей студии в Бруклине. Дружил с известными американскими художниками. Был ярым сторонником социалистического реализма. С моей точки зрения, лучшие работы портретиста Гольдфуса - Абеля - Фишера приходятся как раз на его американский период. После долгих тяжб Абелю разрешили рисовать даже в тюремной камере. Здесь в его графике и трагизм, и хорошо передаваемое чувство одиночества, а иногда и добрая насмешка. Наверно, и живопись тоже помогла Вильяму Генриховичу Фишеру не сломаться, выжить.

Дмитрий Александрович Быстролетов - один из наиболее результативных нелегалов довоенной поры. Лучше всего удавались вербовка и получение секретных шифров. Успевал учиться в академиях искусств Парижа и Берлина. После возвращения в Москву вступил в 1937 году в Союз художников СССР. Его картины выставлялись в нескольких крупных галереях. В 1938 году, как и многие разведчики, Почетный работник ВЧК-ОГПУ арестован. Обрел свободу только в 1954-м.

Был талантлив во всем. Его "Пир бессмертных", без сомнения, относится к лучшим произведениям лагерной прозы. Быстролетов автор нескольких киносценариев, книг по истории африканского континента. В ГУЛАГе частично потерял зрение, но продолжал рисовать.

Павел Георгиевич Громушкин хотел и стал художником. Закончил Полиграфический институт, много рисовал, был знаком со многими известными мастерами, начиная с Кукрыниксов. Но в 1937 году последовало приглашение в разведку. Коротко о его наиболее важной работе: изготовлял документы для нелегалов. Так, легендарный Николай Кузнецов около ста раз предъявлял удостоверения на имя обер-лейтенанта Зиберта, под именем которого он действовал в Ровно, и ни разу документы не вызвали подозрения. О высоком мастерстве Павла Громушкина свидетельствуют американцы. В ФБР попало удостоверение одного из подозреваемых в шпионаже. Экспертиза показала: документ никогда и ни одним учреждением США не выдавался. Но они подлинные.

Павел Георгиевич, заслуженный работник культуры РСФСР, автор целой серии портретов своих товарищей по Службе. Кому было рисовать их, как не ему. Даже работая в разведке, много выставлялся на Родине и за рубежом. Космонавты брали его работы в космос. Некоторые портреты были так хороши, что их выкрадывали с выставок.

Герой России Юрий Анатольевич Шевченко с отличием закончил Московский архитектурный институт. В зарубежье разведчик-нелегал работал под прикрытием художника.

Рисовал на Монмартре. Ездил по миру, создавая портреты и пейзажи. Писал книги по истории зарубежной живописи, которые издавались только за границей под фамилией разведчика-нелегала, известной в России лишь горстке людей из СВР. Стены его квартиры в картинах хозяина, нарисованных на разных континентах.

Судьба Ивана Ивановича Михеева сложилась необычно. В годы войны молодой офицер работал под прикрытием священника. Получил церковный сан. И дослужился до звания полковника внешней разведки.

Много занимался живописью. Из художника-любителя превратился в профессионала. Практически все работы Михеева так или иначе посвящены религиозной тематике. Особенно удавались крупные цветные пейзажи, на которых обязательно присутствовали храмы с православными крестами, церковные купола, часто скрывающиеся в тени густых могучих лесов.