Как родился легендарный ВАЗ и изменил советский автопром

Почему СССР решился на автомобилизацию В 1950-е годы среди советских экономистов и политиков шли споры: стоит ли тратить ресурсы на производство легковых автомобилей? Критики указывали на более насущные проблемы – нехватку жилья, продовольствия, необходимость развивать науку и оборону. Но у сторонников автомобилизации появился неожиданный аргумент – нефть. Советский Союз начал активно экспортировать нефть и газ в Европу, сначала в соцстраны, а затем и на капиталистические рынки. Рост спроса на энергоресурсы и нестабильность на Ближнем Востоке привели к увеличению доходов от экспорта. У государства появились валютные резервы, которые можно было направить на улучшение уровня жизни граждан. Кроме того, Хрущев, впечатленный экономическими успехами послевоенных пятилеток, взял курс на «догнать и перегнать» Запад в сфере потребления. Автомобиль стал одним из символов этого курса – он означал не только личную свободу, но и демонстрировал экономическую мощь страны. Две дороги к автомобилизации К середине 1960-х советское руководство понимало: чтобы сделать автомобиль массовым, нужно срочно модернизировать отрасль. Было два варианта. Первый – развивать собственные технологии. Но советский автопром отставал от западного, а для его модернизации пришлось бы перестраивать десятки смежных отраслей. Это требовало времени, денег и не гарантировало быстрого результата. Второй путь – заимствовать зарубежный опыт. У СССР появились валютные доходы от нефтеэкспорта, и этот вариант выглядел предпочтительнее. Он позволял в короткие сроки запустить массовое производство и сделать машины доступными для миллионов граждан. Следующий вопрос – с кем сотрудничать. Нужен был производитель, чьи машины соответствовали советским условиям: Доступная цена – автомобиль должен был стать массовым. Надежность – машина должна была ездить по плохим дорогам и выдерживать морозы. Политическая лояльность – партнер не должен был быть связан с враждебными блоками. В итоге рассматривали три варианта: Volkswagen, Renault и Fiat. Остановились на итальянцах по нескольким причинам: Дешевые технологии – Fiat предлагал выгодные условия, так как сам переживал кризис сбыта. Политические связи – в Италии была сильная компартия, а сама страна активно закупала советскую нефть. Подходящая модель – Fiat 124 оказался неприхотливым, простым в ремонте и адаптируемым к суровым условиям. Макет Волжского автомобильного завода Стройка века: как создавался ВАЗ Решение о строительстве Волжского автозавода было принято в 1966 году. Место выбрали не случайно: Тольятти находился в центре страны, рядом с крупными транспортными узлами и поставщиками металла. Кроме того, здесь уже работал «Куйбышевгидрострой», который мог обеспечить стройку рабочей силой. Под завод выдели 1200 га, а под жилье для рабочих – еще 14 500 га. Фактически предстояло построить целый новый город. Уже через месяц после постановления, 16 августа 1966 года, министр автопрома СССР Александр Тарасов создал рабочую группу. 13 сентября появилась Дирекция ВАЗа, которая стала штабом стройки. А 16 сентября правительство утвердило детальный план: Строительство завода и ТЭЦ. Прокладка дорог и железнодорожных веток. Возведение жилых кварталов для рабочих. Генподрядчиком назначили «Куйбышевгидрострой». Наладка оборудования в цехе Волжского автомобильного завода Формирование производственного коллектива Летом 1966 года, когда масштабный проект Волжского автозавода перешел в практическую фазу, перед руководством встал критически важный вопрос комплектования кадрами. Новому промышленному гиганту требовались тысячи квалифицированных специалистов – от инженеров и технологов до строителей и рабочих. 16 сентября 1966 года министр Тарасов подписал особый приказ, который стал поворотным моментом в решении кадрового вопроса. Документ обязывал предприятия по всей стране безоговорочно отпускать своих лучших специалистов по первому требованию дирекции строящегося завода. Приказ сработал как мощный катализатор. Уже в первые месяцы на адрес дирекции ВАЗа начали поступать тысячи заявлений от специалистов со всего Советского Союза. Людей привлекала не только масштабность проекта, но и возможность участвовать в создании предприятия, которое по своим техническим характеристикам должно было превзойти многие европейские аналоги. Не менее важным стимулом для переезда специалистов стало строительство нового жилого района – Автозаводского района Тольятти. В отличие от типовых советских микрорайонов, он проектировался с учетом самых современных на тот момент градостроительных принципов. Директор строящегося завода Виктор Поляков настоял на том, чтобы социальная инфраструктура возводилась одновременно с промышленными объектами, а не по остаточному принципу. В результате будущие работники ВАЗа получали благоустроенное жилье, развитую сеть социальных учреждений, современные объекты культуры и досуга. Строительство новых районов Тольятти Рождение легенды: ВАЗ-2101 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль – ВАЗ-2101, который в народе сразу прозвали «Копейкой». Эта дата стала знаковой не только для Тольятти, но и для всего советского автопрома. Хотя за основу был взят итальянский Fiat 124, советские инженеры существенно доработали конструкцию, внеся более 800 изменений. «Копейка» получила усиленные барабанные тормоза, переработанную подвеску, увеличенный дорожный просвет и адаптированный к российским условиям двигатель. Эти модернизации сделали автомобиль более выносливым на плохих дорогах и устойчивым к суровому климату. Производство различных модификаций продолжалось до 1988 года, а общий тираж достиг 4,85 млн экземпляров, сделав ВАЗ-2101 самым массовым автомобилем в истории страны. Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, как 29 января 1932 года Нижегородский автозавод (будущий ГАЗ) начал серийный выпуск легендарной «полуторки» – грузовика ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова, администрация города Тольятти / tgl.ru

Как родился легендарный ВАЗ и изменил советский автопром
© РИА "ФедералПресс"