У рыси из Мариупольского зоопарка родилась тройня
Как писал Лермонтов, история души человеческой едва ли не любопытнее истории целого народа. А история души рыси? Кто вообще сказал, что у рыси нет души? Уж точно не Савелий Вашура, директор Мариупольского зоопарка, - он заботится о животных как о собственных детях. Зоопарк этот - самый крупный на Донбассе и самый пострадавший от войны. Под страшными обстрелами погибли верблюды, ламы, страусы, обезьяны, козы. Савелий Вашура со своими сотрудниками не уходили из зоопарка даже в самые опасные дни, спасали зверей как могли, но страуса или верблюда не затащишь в подвал.
Меньше всего пострадали, как ни удивительно, крупные хищники: львы, тигры, медведи прятались от артиллерийских обстрелов в берлоги, залитые сверху бетоном. Конечно, изначально это было сделано не для защиты от снарядов, но в итоге "броня" пригодилась, получились хорошие бункеры, спасшие хищных зверюг, беззащитных перед смертоносным металлом.
Зоопарк - самый крупный на Донбассе и самый пострадавший от войны. Под обстрелами погибли верблюды, ламы, страусы, обезьяны и леопард
- А кошки поменьше любопытные, доверчивые, вот и вылезали под обстрел, - говорит Савелий Анатольевич. - Леопардика, например, буквально разорвало осколками на части. И красавца-пуму тоже убило. Пума-девочка осталась одна.
А потом была серия материалов нашего военкора Анны Ковалевой, и сотни читателей стали присылать деньги, корма, оборудование. Снова и снова Аня надевала бронежилет и за рулем редакционной машины кочевала по военным дорогам; при каждой возможности стараясь проведать мариупольских зверей и их "воспитателей". И снова везла сюда гуманитарку, собранную читателями "РГ".
В одну из поездок Аня вдвоем с водителем привезла сюда пуму и рысь. Рысь-самца подарил Мариуполю Московский зоопарк, а рысь-самку мы купили на деньги, собранные читателями. В надежде, что животные смогут наконец принести потомство.
Аня вспоминала, как под проливным дождем тащили они по грязи тяжеленную клетку с хищниками, как пересаживали зубастых пассажиров из дорожной клетки, и пума бросалась на них, пытаясь сломать прутья и выскочить. Но все обошлось, и нам все же удалось привезти мариупольской рыси "невесту", а пуме - "жениха" взамен убитого снарядом.
- У пум пока не получается завести детей, - сетуют сотрудники зоопарка. - Но все впереди. А вот у рысей, спасибо "Российской газете", недавно родились три ребенка-рысенка!
Двух из них увезли на площадку молодняка в Урзуф, а третья - вот она, на снимке - весело играет со своими хозяевами. "Любит нас, ручная будет", - треплет ее по загривку Савелий Анатольевич.
Как-то Аня Ковалева притащила в московскую редакцию "РГ" очередную обезьяну, купленную на деньги читателей для Мариуполя, ходила с ней по кабинетам - с тех пор коллеги подшучивают над ней, называя ее "мать обезьян". Хотя на самом деле она мать замечательного мальчишки Андрея, который считает дни ее многочисленных опасных командировок, мечтая о ее возвращении.
Чувствую, теперь к ней приклеится еще "мать рысей".
Несмотря на все невзгоды, города новых регионов расцветают. Возвращаются и люди, и звери. И маленькая рысь под присмотром больших и добрых работников зоопарка ест, играет и ждет, когда ей придумают имя. Но здесь решили, что сделать это должны вы, наши читатели.
Такой вот объявляем конкурс. У кого есть предложения, как назвать девочку-рысенка, пишите нашему военкору Ане Ковалевой по адресу электронной почты - anna@rostov.rg.ru