В истории Поискового движения России такое случилось впервые

У командира группы "Рейд" Руслана Лукашова, которого знают в поисковом сообществе и как автора-исполнителя самодеятельных песен, есть пронзительная история-быль "Пропали без вести".

В истории Поискового движения России такое случилось впервые
© Российская Газета

А в ней, в финале, такие почти пророческие строки:

Годы шли, винтовки заржавели

И тела корнями проросли,

А мы ждем, надеемся и верим,

Чтобы наконец-то нас нашли.

На краю воронки две березы

Шелестят зеленою листвой.

Дождь идет порой, как будто слезы, -

Яша, это плач по нам с тобой.

Помнишь, мы танкистов из бригады

Хоронили в марте как-то раз?

Их нашли мальчишки из отряда,

Значит, есть надежда и у нас...

Красноармейцы Яков Мергин и Максим Куприянов служили вместе, в 108-й стрелковой дивизии. И погибли в один день - 11 апреля 1942 года, когда после разведки боем остались на нейтральной полосе у смоленской деревни Долгинево, чтобы прикрыть отход товарищей.

С похоронкой родным командир разведроты медлил - все верил, что вернутся. А потом и сам погиб, обрезав тем самым подозрения особистов: "Сдались в плен - предатели, враги…".

Останки Мергина и Куприянова нашли 54 года спустя. Рядом, в одной воронке. И один на двоих заполненный медальон.

Кто нашел? Все те же, немного повзрослевшие "мальчишки из отряда".

Теперь, когда командиру перевалило за пятьдесят, а в активе "Рейда" 35 лет бескорыстной работы, случилась удача, каких в истории поискового движения никто из ветеранов припомнить не может.

Пропавших без вести родных братьев Ковиных отыскала одна и та же группа поисковиков: Андрея - в 2014 году в Польше, Ивана - только что на Гжати

… У братьев Ковиных, что родились на пермской земле, разница в возрасте была двенадцать лет: Иван - с 1907-го, Андрей - с 1919-го. А беда, что грянула в 41-м, их уравняла - раз и, казалось, навсегда записала пропавшими без вести.

И младшего, который встретил войну на пороге - нес службу в Западной Белоруссии, на печально известном Белостокском выступе.

И старшего Ивана, что в июле 41-го, в тридцать три года, ушел на фронт из деревни Красный Яр - по административному делению тех лет, это был Мечинский сельсовет в Кишертском районе Молотовской области (ныне - Пермский край).

Однако в жизни - и после нее! - случаются повороты, которых не один сценарист придумать не может.

Где и как погиб младший, родным сообщили летом 2014 года с территории нынешней Польши. Там, где в местечке Гайновка Подляского воеводства, были обнаружены и с почестями, по-христианскому обряду захоронены останки советских бойцов. Тех, что первыми, в районе Белостока, приняли на себя удар рванувшейся через границу немецкой армады и там же, не желая сдавать позиций, погибли 24-25 июня 1941 года.

А когда война, откатившись с Нарева и Буга на восток - до Москвы, Ленинграда, Кавказа и Волги, повернула-таки вспять и с великими жертвами завершилась там, откуда пришла, останки павших в самые первые ее дни, в том числе Андрея Ковина и его сослуживцев, оказались по другую сторону новой государственной границы СССР.

Летом 2014 года сборная команда Поискового движения России под флагом журнала "Военная археология" вместе с друзьями-единомышленниками в Польше провела в тех местах тщательно подготовленную и потому результативную экспедицию.

О том, как все было, со страниц журнала "Военная археология" тогда же, в 2014-м, рассказали сами организаторы и участники экспедиции - Антон Торгашев, Сергей Садовников и польский краевед-историк Ян Николаюк.

А вспомнить и заново осмыслить историю всего, что пережили летом 2014 года в Польше, побудила находка, случившаяся жарким днем 9 июля 2025 года в Смоленской области.

Четверка поисковиков - Константин Антипенко, Игорь Бобарыкин, Александр Иванов и Руслан Лукашов - выбрались в субботний рейд, что дообследовать ранее разведанную точку, где в августе 1942 года один из батальонов 354-й стрелковой дивизии при поддержке кавалеристов захватил плацдарм на правом берегу Гжати. И, сколько было сил, его удерживал - в надежде, что наше наступление на этом участке продолжится. Но - увы…

В стрелковой ячейке, не видимой глазу под высокой травой, были обнаружены останки двух воинов, а с ними - эбонитовый медальон. Тем же вечером - редкая удача! - его удалось прочитать: Ковин Иван Никифорович, 1907 года рождения, Молотовская область Кишертский район. И своей же рукой боец указал имя жены: Ковина Анна Филипповна.

А уже утром следующего дня закрутились все возможные поисковые механизмы и личные связи. Первый отклик - от Фаины Сердитых из архивного отдела администрации Кишертского муниципального округа: была такая семья, есть запись в похозяйственных книгах за 1940-1957 годы. Была и дочь - Ковина Людмила Ивановна,1936 года рождения, проживала до 1956 года в деревне Лопаиха, а потом вышла замуж в Суксун - это соседний с Кишертским район…

А потом - сообщение от Ирины Максимовой: "Это дед моего мужа. Искали не раз на разных сайтах воинов ВОВ информацию о нём, везде было - "пропал без вести".

Жили в д. Лопаиха Кишертского района, после войны обгорели. Со слов бабушки, было очень тяжело, дали из колхоза сруб, миром помогли поставить дом. Потом жена с дочерью переехали в Суксун, дочь Людмила вышла замуж в Суксуне, родила четверых детей, живы сейчас три, я - жена старшего сына. К сожалению, сколько у Ивана было братьев и сестёр, не знаем. В Кишертском районе остались дальние родственники, периодически общаемся. Будет информация, напишу".

А Фаина Сердитых - с новым откликом: "Очень хорошо, что родственники так быстро нашлись! Брат Ковина Ивана Никифоровича Андрей Никифорович, 1919 года рождения, уроженец д. Красный Яр, тоже до 2014 года считался без вести пропавшим, найден поисковым отрядом в Польской Республике, похоронен на воинском кладбище в г. Гайновка".

И вот тут пришел черед удивляться парням из "Рейда". Кто-то на первых порах даже не поверил: "Мы что же - родных братьев нашли? На разных концах войны и с интервалом в одиннадцать лет??"

Выходит, что так.

За развитием этой истории следите в проекте "Звезды Победы" на сайте RG. RU. Наш собственный корреспондент в Перми Константин Бахарев, автор резонансной публикации "Прости меня, дед" на сайте и в "Российской газете" за 8 мая 2025 года, уже получил задание побывать в местах, где корни братьев Ковиных, повстречаться с родными, расспросить земляков.