Пшеница в пламени. На Ставрополье назвали причины пожаров на полях

Нынешний июль на Ставрополье стал самым жарким летним месяцем за многие годы. Погода и другие причины привели к огромному количеству ландшафтных пожаров, в том числе на полях, где созрел урожай пшеницы.

Пшеница в пламени. На Ставрополье назвали причины пожаров на полях
© Российская Газета

Согласно разным данным, сгорели от полутора до двух тысяч гектаров сельскохозяйственных культур. А ведь половина уборки еще впереди. Жара в регионе тем временем не отступает. В самый ее разгар корреспондент "РГ" выехал в одно из хозяйств Изобильненского округа, чтобы узнать, как аграрии проводят уборку в пожароопасных условиях, и понять, в чем причина того, что сельхозугодья стали полыхать чаще.

На поле мы приехали около девяти часов утра. К работающим комбайнам от офиса хозяйства меня подбросил на пикапе практикант из Ставропольского государственного аграрного университета.

Причиной возгораний часто служит злой умысел. Это могут быть как конкуренция, так и диверсии

- Дождей давно не было, поэтому вся пшеница сухая, земля горячая, одна искра - и полыхнет. Поэтому у нас здесь очень строго с безопасностью. Вон там, - указывает студент в сторону лесополосы, - стоит машина с цистерной воды на случай возгорания. Правда, если будет ветер, то она не спасет.

На пашне удалось поговорить с комбайнерами, которые рассказали о ситуации. По словам работников, из-за того, что температура поднимается до плюс 40 градусов, убирать урожай тяжелее. Хотя есть и свои плюсы. Например, роса высыхает быстрее и можно приступать к работе раньше. А это означает, что и намолот будет лучше.

- Видите, здесь у нас пропаханы минерализованные полосы, - показывает мне один из комбайнеров. - Ширина - несколько метров. Такими обнесены все наши пашни. Посередине поля проходит такая же, чтобы при пожаре не дать ему распространиться на весь участок и быстрее его локализовать. У нас в хозяйстве огня не было, но мы видим, что происходит в крае.

К сожалению, не все предприятия отнеслись к угрозе огня должным образом. По словам первого заместителя председателя правительства Ставропольского края Андрея Хлопянова, курирующего аграрную отрасль, устанавливаются причины и обстоятельства каждого возгорания. Иногда предприятия стремятся получить больше урожая в ущерб безопасности. И тогда крупные массивы полей не разделяют минерализованными полосами.

- Все села опаханы, мы перед уборкой проверяли. Но это не помогает в ряде случаев. Сегодня многие сельхозпредприятия увеличивают площадь полей со 100 до 500 гектаров и не делают промежуточную пропашку. Эти крупные массивы трудно тушить, как, например, произошло в Грачевском округе, - подчеркнул Хлопянов.

Минерализованные полосы - это специальные преграды из вспаханной земли, которые не дают огню расползаться по полям. Но ради экономии или удобства некоторые хозяйства предпочитают объединять уборочные площади, а полосы не прокладывать.

Наибольшее количество пожаров произошло с седьмого по 11 июля. Среди них и крупнейший - на пшеничном поле в поселке Ямки огонь уничтожил около 700 гектаров. В эти же дни в регионе поднялся сильный ветер, который раздувал любую искру и потом гнал пламя с огромной скоростью. Несколько раз, по данным ГУ МЧС Ставропольского края, под угрозой оказывались и жилые дома в поселках, но пожарным удалось отстоять постройки.

Однако отнюдь не всегда речь идет о небрежном отношении к безопасности. По мнению губернатора региона Владимира Владимирова, а также по словам местных аграриев, причиной возгораний часто служит злой умысел. Это могут быть как конкуренция, так и диверсии.

- В прошлом году возгорания были на 830 гектарах. В этом мы только половину уборки прошли, а у нас уже выгорело 1380 гектаров угодий. Причем это связано не только с какими-то технологическими неполадками. К сожалению, мы фиксируем, что 40 процентов - это поджоги. А четыре сгоревших комбайна - это, я считаю, диверсии. Мы в этом тоже будем разбираться, - заявил Владимиров во время прямой линии 15 июля.

С тех пор произошло еще несколько возгораний. Как рассказали корреспонденту "РГ" работники одного из хозяйств в Изобильненском округе, на местах пожаров иногда находят разбросанные лупы или стеклышки, которые провоцируют возгорание. Также аграрии говорят о воткнутых в пашню ломах или кусках арматуры. Их не видно среди стеблей, а если комбайн наезжает на них, то при соприкосновении с жаткой высекаются искры и техника сгорает за считаные минуты.

Первого июля в крае ввели особый противопожарный режим. В середине месяца добавили режим повышенной готовности. Нарушителям грозят административные штрафы вплоть до 800 тысяч рублей за инциденты на полях. За время уборки инспекторы уже составили восемь протоколов.

Пламя по спелой пшенице двигается с устрашающей скоростью, и если рядом нет трактора и машины с водой, то тушить пожар бесполезно. Поэтому по всему краю выстраивается система дежурств: каждый механизатор знает, где находятся средства тушения, кто на связи по рации, в чью задачу входит перекрытие путей огню с помощью плуга.

Ширина опашки поля должна быть не менее четырех метров. Во время уборочных работ всю технику обязаны оснастить первичными средствами пожаротушения: как минимум двумя огнетушителями и штыковой лопатой. Кроме того, на поле должны постоянно дежурить трактор с плугом и автомобиль с запасом воды.

Для быстрой реакции на чрезвычайные ситуации работники некоторых хозяйств используют рации. Если комбайнер обнаруживает возгорание, он оперативно сообщает об этом коллегам, после чего трактор и машина с водой незамедлительно прибывают на место. Для локализации пожара трактор создает вокруг очага минерализованные полосы.

Расстояние от полей до ближайших пожарных частей иногда достигает нескольких десятков километров. Поэтому находиться на поле без запаса воды крайне опасно. Владимир Владимиров заявил, что большую роль в тушении пожаров играют хорошие отношения с управлением МЧС по Ставрополью. Спасатели отправляют бригады пожарных не только из частей, которые закреплены за районом возгорания, но и из соседних, чтобы справиться оперативнее.

Агрономы советуют в этот период не выпускать в поле лишнюю технику. Например, грузовики, в которые комбайны ссыпают зерно, лучше оставлять на границе угодий и выгружаться там. Это же касается дозаправки техники - она должна проходить на специализированных площадках, желательно асфальтированных, либо у минерализованной полосы.

- Еще важно останавливать работы при запредельной температуре воздуха, сейчас наши хозяйства пережидают с 12 до 16 часов и снова приступают к уборке, - отметил заместитель министра сельского хозяйства Ставрополья Евгений Трухачев.

Такой подход снижает риск выхода техники из строя из-за перегрева.

Кстати

Урожай пшеницы на Ставрополье в этом году, по прогнозам, превысит девять миллионов тонн. По последним данным, убрано около 80 процентов полей и собрано более 7,5 миллиона тонн. В прошлом году общий намолот зерновых и колосовых культур превысил 7,8 миллиона тонн. Средняя урожайность по краю - 43,7 центнера с гектара, что заметно выше прошлогоднего результата.