Главреда Baza Глеба Трифонова арестовали до 20 сентября по делу о взятках силовикам
Главного редактора телеграм-канала Baza Глеба Трифонова арестовали до 20 сентября. Ему инкриминируют три эпизода дачи взятки за получение информации от силовиков. По данным Следственного комитета, в рамках этого же дела уже задержаны трое сотрудников полиции из разных регионов России. Кроме того, до 20 сентября арестовали также продюсера Baza Татьяну Лукьянову. Ее также обвиняют в даче взятки в составе группы лиц. Суд проходил в закрытом режиме.
По словам адвоката Трифонова, Алексея Михальчика, в материалах дела о взятках речь идет о сумме не более 150 тысяч рублей. Это несколько переводов без какой-либо системности. Сам факт наличия транзакций защитник Глеба Трифонова объяснил тем, что анонимный чат-бот Baza собирал новости от разных пользователей. Некоторые просили за информацию гонорары. Но следствие не представило доказательств того, что Трифонов переводил деньги именно должностным лицам, заключил адвокат.
Получается, что в данном случае анонимность сыграла против журналистов телеграм-канала, хотя до этого считалось, что она дает им фору в сравнении с официально зарегистрированными средствами массовой информации, которые должны проверять источники и соблюдать множество других требований, предъявляемых регулятором. И хотя комиссия по защите свободы слова и защите журналистов СПЧ и рассмотрит обращение по поводу Глеба Трифонова, председатель этой комиссии, главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев считает, что порядок здесь пытаются навести с теми, кто до сих пор находился в тени и пользовался этим:
Павел Гусев главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» «Мы очень часто путаем медиа, средства массовой информации, со структурами, которые пришли на рынок для того, чтобы использовать информацию для получения собственной выгоды и благ. Для того чтобы любыми способами опережать или каким-либо образом переиначить, переформатировать ту информацию, которую они получают, ну, так скажем, не прямыми путями, а путями, которыми часто пользуется блогерское сообщество и многие другие, те, кто пытаются заработать в информационном поле. Я всегда отстаивал и отстаиваю позицию, что средства массовой информации не надо путать с самыми разными структурами, которые живут, рассматривая информацию как средство только на этом получить материальную прежде всего выгоду, и в этом и заключается вся проблема».
При этом Павел Гусев не исключил, что дело Baza может отразиться и на будущем рынка зарегистрированных СМИ. Другие наши собеседники считают, что проблема шире. И вспоминают, что совсем недавно по точно таким же обвинениям ранее арестовали редактора издания Ura.ru Дениса Аллаярова. И уже тогда опытные журналисты говорили о том, что видят в происходящем признаки глобальных изменений правил игры по всей системе. Профессор Финансового университета Константин Симонов считает это очевидным:
Константин Симонов профессор Финансового университета «Ясно, что политика государства относительно медиасферы становится все более жесткой. Это видно и по только что бурно обсуждавшемуся закону о запрещенной информации, ее поиске, VPN и так далее. Но это часть истории, так что мы понимаем, что здесь государство системно старается контролировать эту сферу: и регистрация десятитысячных телеграмеров, замедление YouTube. Ну и, собственно, вот последнее решение — причем, конечно, обращает на себя внимание, с какой скоростью тот же последний закон был принят, как он обсуждался, и это тоже довольно показательно. Поэтому здесь можно сделать довольно простой вывод: государство систематически усиливает контроль за медиасферой. Это касается, понятно, и традиционных СМИ, это касается социальных сетей, мессенджеров. То есть все то, что сегодня является ключевыми каналами распространения информации».
По словам Константина Симонова, если при этом удастся провести определенную зачистку и дать вполне понятный сигнал некоторым силовикам — это для кого-то может оказаться и приятным бонусом. На другом уровне это может свидетельствовать и об оживлении внутри элитных противостояний.
Возвращаясь к изменениям правил на медиарынке, можно подытожить: то, что больше 30 лет считалось «работой с источниками», теперь можно трактовать и как взятку. Формальных оснований для этого действительно достаточно. А поскольку Telegram стал очень мощной медийной площадкой, каналы, которые являются СМИ не де-юре, но де-факто, решили подчинить этим же правилам, обновляемым на ходу. А о том, что правила изменились, участникам рынка сообщают по факту. По факту возбуждения уголовного дела.