Олег Трофимов: «Наша задача – учить и воспитывать социально ответственных граждан, способных решать сложные задачи»

Приемная кампания-2025: рекорды, конкуренция и новый портрет абитуриента Олег Владимирович, скоро завершается приемная кампания в вузы – самое время подвести первые промежуточные итоги. — Эта приемная кампания для нас – новый вызов. Мы понимаем: чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо соответствовать высокому уровню. И есть позитивные изменения – растет количество ребят, которые выбирают Нижегородский университет. Если говорить о цифрах, то ориентировочно на 20 % больше желающих у нас учиться. Более того, растет количество заявлений. И сейчас можно сказать – та планка, которая была достигнута в прошлом году, перекрыта. Изменился ли портрет абитуриента за последние пять лет: что сегодняшние студенты ждут от вуза, и что вуз ждет от студентов? — Наш ориентир: одна из ключевых функций любого высшего учебного заведения – это учить. Если смотреть на абитуриентов, как правило, это ребята, имеющие определенное понимание жизни, своих траекторий развития. Со своей стороны университет старается максимально поддержать их на ранней стадии, чтобы они могли далее успешно интегрироваться в жизнь. Современные абитуриенты приходят в вуз с четкими ожиданиями о получении дополнительных компетенций для развития. В отличие от 90-х или 2000-х годов, когда образовательные траектории были более ограниченными, сегодняшние студенты уже обладают базовыми знаниями и определенными практическими навыками еще до поступления. Что можно сказать об уровне знаний выпускников школ, которые к вам приходят – стал ли он ниже/выше? — Ребята, естественно, разные. Далеко не все суперотличники, с высокими баллами, победители олимпиад. Наша задача – из любого будущего студента «сделать» человека, который может решать различные задачи. Средний балл ЕГЭ ребят, которые к нам поступают, порядка 78. Много это или мало? Достаточно. Если смотреть в целом по стране, мы явно преодолеваем средние критерии по показателям. Но, опять-таки, это как средняя температура по больнице. Приходят ребята со скромными результатами. Но здесь уже наша задача – подготовить профессионала. Да, с низким баллом может быть чуть сложнее, да, порой школьная база не соответствует тому, чего мы от них ждем. Но мы прикладываем все усилия, чтобы «подтянуть» каждого студента. Какие программы и направления наиболее востребованы у зарубежных студентов? Как эволюционирует география поступающих в последние годы? — Несколько дней назад для ННГУ была знаменательная дата – 20 лет назад был организован факультет иностранных студентов. В 2005 году первые студенты приезжали «на ощупь». Сейчас же у нас порядка 2200 ребят из разных стран обучаются. Количество стран варьируется, но всегда в пределах 100. Им интересны ИТ-технологии, медицина, экономика, педагогика, история. Это основной пул направлений. Ландшафт мировой экономики меняется. Как правило, приезжают ребята из стран постсоветского пространства, дружественных стран, представители восточных стран, Латинской Америки. Технологический суверенитет и векторы развития Какие образовательные направления вы считаете ключевыми в новом учебном году? — В конце прошлого года ННГУ вошел в число 38 ведущих вузов страны по уровню инженерной подготовки. Это значимый показатель нашей работы. Университет укрепил свои позиции: победил в программе «Приоритет 2030», создал Передовую инженерную школу и Центр искусственного интеллекта. Эти программы позволили сделать рывок от фундаментальной базы, которой ННГУ всегда славился, в сторону прикладных исследований. Это произошло одновременно с разворотом нашей экономики в сторону технологических отраслей. И сейчас мы говорим о том, что университет не только фундаментальный, но и технологический. Технологический блок в университете достаточно востребован. Очень успешно развиваются, например, ИТ-технологии. Но мы не забываем и о подготовке гуманитариев. Университет всегда готовил высококлассных экономистов, юристов, специалистов по связям с общественностью – эти направления актуальны и востребованы. Отдельно отмечу направление, которое также себя зарекомендовало как успешное, – это медицина. Недавно состоялся первый выпуск специалистов по лечебному делу. И это серьезное подспорье для нашего региона в подготовке медицинских кадров. На какие специальности стоит обратить особое внимание с учетом ближайшей перспективы двух-трех лет? — Время меняется, появляются новые задачи, некоторые – исходя из того, что меняются технологии, другие – исходя из того, что прогресс идет вперед. Появление того же искусственного интеллекта меняет ландшафт образования. Если говорить об ИИ, то уже сейчас он входит в наши образовательные треки. Например, в журналистике появилось такое направление как фактчекинг. Активно развиваем киберпсихологию. Кроме того, у нас большой задел в области химии, который сейчас востребован и, я уверен, будет расти и в дальнейшем. Какие направления подготовки, на ваш взгляд, потеряют актуальность в связи с изменением рынка труда? — Делать прогнозы – дело неблагодарное. По опыту вуза скажу так: мы изучаем контингент ребят, которые к нам идут, смотрим наполняемость групп и заинтересованность в той или иной программе. Таким образом, мы можем делать вариации по набору программ. Яркий пример – магистратура, где реальная ситуация в экономике определяет спрос, и на его основе формируется пул востребованных программ. Точно мы будем усиливать прикладной аспект ИТ практически по всем направлениям подготовки. Джунов в экономике становится много, а требуются – высококвалифицированные специалисты. Не менее важна работа с молодежью – это воспитание людей, которые гордятся своей страной. И в этом году у нас появилась программа организации работы с молодежью. Студенты в процессе обучения приобретают навыки, как с молодежью работать, каким образом выстраивать правильно идеологические процессы. Как Университет Лобачевского реагирует на запросы рынка труда и в чем видит свою роль в достижении технологического суверенитета России? — Сегодня мы видим качественную сцепку вузов и индустриальных партнеров, когда они заходит в систему высшего образования, предлагают совместные проекты, заказывают целевые места для поступления – прослеживается четкая приоритизация подготовки кадров под конкретные отраслевые запросы. Экономика изменилась. Идет борьба за кадры. Неважно, о каком предприятии идет речь – малом, среднем или крупном: специалисты востребованы всегда. Правда, их уровень разный. Кому-то нужны работники без высокой квалификации, а кому-то – с соответствующими навыками. Решение кадровых задач – это наша совместная работа с промышленными партнерами. Другая сторона, без которой наука не двигается, – это внедрение технологий. Предприятия, несмотря на свои возможности и ресурсы, далеко не всегда могут решать научные задачи. Поэтому в достижении технологического лидерства России большие вузы, такие как Университет Лобачевского, играют важнейшую роль. На стыке этих процессов появляются совместные научно-образовательные проекты. Там, где есть компетенции университета, стараемся максимально их реализовывать на внешних рынках. От новых партнеров никогда не отказываемся, но ключевой фактор – должна быть общая польза. Задача – успевать за трендами Способность быстро реагировать на тренды – это новая валюта конкурентоспособности. Как быстро ННГУ реагирует на новые образовательные и технологические тренды? Можете привести пример, когда вуз оперативно внедрил изменения в ответ на запрос рынка? — Технология развиваются очень быстро. Догнать их порой бывает сложно, в плане науки чуть проще, но образование – здесь изменения идут медленнее. Выход в том. чтобы максимально взаимодействовать с индустриальными партнерами, дополняя необходимые компетенции. Университет всегда дает классическую и фундаментальную базу. Это, как правило, первые два курса образования. С другой стороны, понимаем, что опыт набирается на старших курсах, когда появляются дополнительные предметы. Для нас важна именно та сцепка, о которой мы говорили чуть ранее: предприятие – вуз. Поэтому на курсах чуть старше появляется совместные конструкторские бюро, проекты, реализуемые как на территории университета, так и на базе предприятий. Пример – работа наших химиков. На базе Аналитического центра химии университета создано студенческое конструкторское бюро. Здесь студенты не только изучают химию и работают с чистыми веществами, но и решают реальные производственные задачи предприятий. Например, когда поступает запрос: «Есть чистая химия для микроэлектроники?», мы оперативно реагируем – не просто производим требуемые вещества, но и параллельно готовим специалистов, способных выполнять такие задачи Если через год появится прорывная технология, сколько времени понадобится вашему вузу, чтобы начать готовить по ней специалистов? — Мы имеем компетенции во многих сферах деятельности и сможем вовлечься в этот процесс. Если говорить о сроках, здесь сложная процедура: надо пройти процесс утверждения соответствующей программы учеными советами, факультетами, институтами, организовать поиск специалистов. Но есть более быстрый путь – реагировать на такие запросы программами дополнительного профессионального образования. Этим мы тоже занимаемся. Что нужно делать вузу и его ректору, чтобы успевать за трендами времени? — Быть всегда включенными в политическую и экономическую повестку, которая происходит в стране. Реализовывать цели, которые ставит президент и правительство. Отслеживать тренды, которые происходят в обществе, двигаться вместе с Россией. Любой руководитель должен быть хорошим коммуникатором. Безусловно, ректор должен болеть за свой вуз, должен понимать – какие задачи решать, и, наряду с этим, осознавать, как повестка вуза может быть встроена в парадигму развития страны. Когда руководитель понимает внутренние процессы университета и умеет эффективно презентовать их на внешнем уровне, тогда рождаются интересные проекты. Руководитель всегда должен быть вовлечен, если нет… Чудо может один раз случиться, но системы не будет, а без системы ничего не работает. Мне кажется, что своими результатами мы подтверждаем – в ННГУ такая система есть. Если бы ННГУ мог добавить одну сверхспособность всем своим выпускникам – что бы вы выбрали? — Ключевая сверхспособность – это всегда верить в себя. Университет дает необходимые знания, это базис, который дальше сопровождает по жизни. Мы не можем каждого выпускника вести по жизни, но, тем не менее, важно, чтобы наряду с теми знаниями, навыками, квалификациями, которые он получает, он всегда был в себе уверен и знал: высшее образование – это здорово, это классно. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Олег Трофимов: «Наша задача – учить и воспитывать социально ответственных граждан, способных решать сложные задачи»
© РИА "ФедералПресс"