X5 Group приостановила закупки продукции Mars, обвинив поставщика в несправедливом ценообразовании. Ретейлер впервые вывел переговоры с глобальным производителем в публичную плоскость.
Бренд Mars — это шоколадные батончики Snickers, Twix, Bounty, Mars, Milky Way, конфеты «Коркунов», драже M&Ms и Skittles, жевательная резинка Orbit и другие бренды, знакомые многим с самого детства. И все это может исчезнуть с полок магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» по всей стране — если Mars не снизит цены для X5. (Владельцы домашних питомцев могут не волноваться — кормов от Mars под брендами Pedigree, Whiskas, Kitekat и так далее это не касается).
Вообще подобные споры для поставщиков и ретейла — вещь абсолютно обыденная. В глаза бросается только то, что очередной раунд рутинных, казалось бы, переговоров X5 вдруг решила вынести в публичную плоскость. А как только это стало новостью, требование снизить цену превратилось в ультиматум. Но сработает ли он — еще большой вопрос, считает гендиректор агентства стратегического консалтинга «Оркестра Лаб» Дина Григолая:
Дина Григолая гендиректор консалтинговой компании «Оркестра Групп» «Мы тут наблюдаем первый такт позиционных заявлений двух очень опытных и очень крупных участников рынка. И с той, и с другой стороны — бренды, которые что-то обещают своим потребителям. И с той, и с другой стороны у брендов есть определенные обязательства. Если мы говорим о Mars, то у него есть обязательства по качеству продукции. И поэтому вопрос цены на продукцию Mars может напрямую и, скорее всего, связан с тем, какого качества продукцию — батончики, в частности — они готовы производить и поставлять в сети. X5 Retail Group является не единственным ретейлером страны, а у Mars сильные брендинговые позиции, и с высокой долей вероятности потребитель будет готов купить продукцию Mars — и конкретно батончики, о которых идет речь, — в других сетях или в других точках, где можно их приобрести».
По словам экспертов, сеть X5 — действительно один из крупнейших каналов сбыта для Mars. И если вдруг сотрудничество прекратится, смогут ли оставшиеся игроки быстро забрать на себя весь высвободившийся объем продукции — вопрос. Но и для X5 продукция Mars имеет большое значение. Российские аналоги — они по вкусу, может быть, и аналоги, но на этикетке написано другое. С батончиком «Степ» не сникерснешь. Большинство собеседников Бизнес ФМ уверены, что стороны договорятся.
Возникает вопрос — попробует ли еще кто-нибудь из крупных российских ретейлеров тот же инструмент коммуникации с теми же или с другими поставщиками? Вероятность не нулевая. Но нужно учитывать, что таких крупных игроков на рынке не так уж и много, и не все готовы выносить переговоры в публичную плоскость, говорит управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк:
Илья Березнюк управляющий партнер Agro and Food communications «Там — в зависимости, как считать — но я имею в виду X5, «Магнит», «Красное и Белое», — нас не такое огромное количество на всю страну, именно большого сетевого ретейла, да, крупного. Поэтому, в принципе, мне кажется, это такая история бизнесовая, и сомневаюсь, что кто-то будет брать с этого пример. Опять же, у нас есть там и ФАС, да, которая следит за всеми историями сейчас очень аккуратно и наглядно».
К слову, в истории с X5 и компанией Mars точка еще тоже не поставлена. Интересно — увидим ли так же публично, как Mars атакует?