О династии педагогов замолвим слово

О семье Валентины Васильевны Соколан, учителя с 50-летним стажем, рассказываем вместе с Людмилой Полупановой, председателем районной профсоюзной организацией работников образования. Из своих, выселковских — Родилась я в станице Новобейсугской, где мои родители Василий Петрович и Нина Лукьяновна Сотниковы трудились простыми колхозниками. Это было непростое послевоенное время. Мы, сёстры-близняшки, часто болели. Лидия, не прожив и года, умерла. Воспоминания Валентина Васильевна ведёт мягко, словно перелистывая страницы старого семейного фотоальбома. Вместе с мамой трудилась в поле, позже помогла старшему брату Александру выбрать путь агронома. Долгое время он работал в родном хозяйстве «Нива». А ещё брат был руководителем эстрадного ансамб-ля при Доме культуры в Новобейсугской, пел сам и обучал желающих пению. По сей день супруги Александр и Людмила участвуют в хоре местного Дома культуры, радуя односельчан песнями. Средний брат Николай выбрал службу в полиции, вышел на заслуженный отдых в звании подполковника. Игры детства, определившие судьбу — Уже тогда знала наверняка: моё призвание — воспитывать детей. После занятий в школе оставалась помогать первой учительнице Советовой Марии Ефимовне. Та брала меня с собой даже в перерывах между уроками, доверяя проверять тетрадки младших учеников. Моей детской радостью было почувствовать себя учителем хотя бы ненадолго, — рассказывает Валентина Васильевна. Эти игры в школу определили дальнейшую судьбу Валентины Васильевны. Учение и помощь другим Обучение Валентины в школе проходило легко и радостно. Одноклассники тянулись к ней, понимая её стремление поддержать слабых. Часто ей поручали вести уроки, особенно литературу, пока учитель – она же молодая мама Любовь Григорьевна Майстренко – бегала кормить своего ребёнка. Трудности на пути к мечте После школы Валентина отправилась в Смоленск, чтобы поступить в педагогический институт на филологический факультет. Но экзамены она провалила, и это стало для неё большим ударом. Вернуть деньги за обучение было бы стыдно, а возвращаться домой — ещё обиднее. Случайно девушка увидела объявление о наборе в училище при Смоленской бриллиантовой фабрике, где обещали общежитие. Она быстро приняла решение и поступила без экзаменов, получив жилье. Началась новая жизнь. Валентина училась теории, а потом пошла на практику — работать на станке с семи утра. Ей не нравилось это занятие, но она понимала, что должна закончить учёбу, иначе придётся вернуть стипендию. Родители были против такого выбора, но денег на возмещение у них не было. Тогда Валентина пошла на хитрость. Всеми правдами и неправдами делала всё, чтобы доказывать свою несостоятельность в деле огранщицы. Визиты к директору училища рыдающей Валентины закончились тем, что он отпустил её за месяц до окончания училища без обязательств. Начало новой жизни Летом 1973 года Валентина вернулась в родную станицу. Там она встретила своего школьного учителя физики Александра Ивановича Панкратова, который предложил ей работу в пионерском лагере. Она согласилась и до осени осваивала педагогику на практике. В октябре в районной газете она увидела объявление о наборе на курсы рабфака при Майкопском государственном институте. Родители поддержали её стремление к знаниям, но мест на филологическом факультете не было. Ей предложили физико-математический, и она согласилась. Так Валентина стала студенткой. На четвертом курсе девушка вышла замуж и перешла на заочное обучение. Уже имея сына Сергея, она сдавала государственные экзамены. Педагогический путь Педагогическая карьера Валентины началась в средней школе хутора Бейсужёк Второй. После рождения дочери Ольги она вернулась в станицу Новобейсугскую и работала в школе № 22. Сначала была воспитателем в группе продлённого дня, потом — учителем начальных классов. Через год она начала преподавать математику и проработала там до 2006 года. Затем она перешла в вечернюю школу, где трудилась до 2024 года. За это время Валентина Васильевна стала уважаемым педагогом со стажем в полвека. Педагогика в семье Валентина часто брала своих детей на работу. Дочери нравилась учительская профессия, а сын сомневался. Ольга, окончив начальную школу, начала помогать маме: собирала малышей, решала примеры на доске и спрашивала с них. Все в школе знали, что она станет учителем. После школы Ольга поступила в Усть-Лабинское педагогическое училище, а затем продолжила обучение на филологическом факультете Армавирского государственного педагогического университета. Ольга Васильевна Куликова работала учителем русского языка и литературы в школе Бейсужка Второго с совмещением должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 2019 года преподаёт в школе №12 ст. Новобейсугской. Ольга Васильевна имеет 25 лет педагогического стажа, с любовью к профессии она продолжает трудовую династию семьи. Сын Валентины, Сергей, сначала работал в милиции, но понял, что это не его призвание. В 2001 году он поступил в четырнадцатую школу хутора Бейсужёк Второй на должность учителя ОБЖ и технологии. Позже он окончил Армавирский педагогический университет заочно и, проработав учителем 25 лет, продолжает приумножать общий семейный учительский стаж семьи Соколан. Новое поколение педагогов Внук Валентины, Максим (сын Сергея) сначала хотел стать учителем истории, но потом решил посвятить себя военной службе. Сейчас он служит в Краснодарской высшей военной школе имени Штеменко. Внучка Анастасия поступила в Усть-Лабинское педагогическое училище и работала педагогом-психологом в школе хутора Бейсужек Второй. Выйдя замуж, она переехала в станицу Темижбекскую и продолжает работать там. Сейчас у неё три года педагогического стажа, и она планирует поступить на заочное отделение Армавирского педагогического университета. Младшая внучка, Арина, учится в 10 классе и пока не определилась с выбором профессии, но, возможно, пойдёт по стопам своей семьи. Корни педагогической династии Валентины Васильевны уходят в 40-е годы ХХ века. Если сложить стаж всех представителей этой династии, то получится более 250 лет. Её двоюродные братья и сёстры и их дети тоже учителя. Почему важны педагогические династии? — В педагогических династиях профессиональный опыт передаётся по наследству. Внутри семьи молодые учителя могут наблюдать за работой своих родителей и получать доступ к их учительскому мастерству, профессионализму. Педагогическая династия Валентины Васильевны уникальна тем, что никто из старшего поколения не навязывал детям выбор профессии. Каждый из них пошёл в педагогику по своему желанию. Быть учителем — это призвание, требующее большой ответственности. В руках педагогов — судьбы людей и будущее страны, — поделилась мнением Людмила Полупанова. 

О династии педагогов замолвим слово
© Власть Советов