"Погиб поэт! — невольник чести". Как на самом деле скончался Лермонтов?
Первое мистическое обстоятельство, которое связывают с поэтом, могло возникнуть еще до его рождения. Существует легенда, что акушерка, принимая роды у матери писателя, предсказала, что ее сына ждет насильственная смерть. Существуют даже сторонники версии о некоем проклятии, лежащем на роду Лермонтовых: его дед покончил с собой, мать умерла спустя три года после родов — в 21 год, а отца не стало в 44. И самого Михаила Юрьевича настиг рок, на котором род прервался — детей у поэта не было. Но это все факты, которые не дают ответа на то, как умер Лермонтов, — они лишь только добавляют потустороннего флера обстоятельствам его гибели.
Как все начиналось?
За два дня до роковых событий, произошедших в Пятигорске у подножия горы Машук, писатель находился в компании молодых людей в одном из известных домов города в непринужденной обстановке. Там был и отставной майор Николай Мартынов — увлеченный поэзией старый друг и сослуживец Лермонтова. Он любил одеваться в кавказскую одежду и носил на поясе холодное оружие.
Лермонтов же сказал даме, к которой тот проявлял интерес, опасаться "горца с большим кинжалом". Колкости Михаила Юрьевича разозлили Мартынова, он высказал поэту все, что о нем думает, и покинул раут. То, как потом сослуживец писателя вызвал его на дуэль, и является ли этот случай в реальности ее причиной — остается загадкой.
По показаниям Мартынова, совершившего фатальный выстрел, Лермонтов "не пропускал ни одного случая" уколоть его, и он решил положить конец оскорблениям. Как майор в отставке сам впоследствии признавался, он вывел за руку поэта из дома и предупредил его, что не готов терпеть изощренные попытки досадить в свою сторону, но тот отказывался слушать. Так Мартынов и принял решение вызвать Лермонтова на дуэль. Но свидетелей того, состоялся ли диалог в действительности, нет.
При каких обстоятельствах произошла гибель Лермонтова?
Дуэль состоялась через два дня вечером. По версии секундантов, Лермонтов просто выстрелил вверх, предполагая, что ссора с другом не может закончиться фатально, а его соперник — прямо в грудь писателю. Но было ли так на самом деле? Многие исследователи считают иначе. Когда случился выстрел, в небе над местом проведения дуэли разразилась гроза, и тело оставили на несколько часов под дождем. Только ближе к полуночи за ним вернулись: погрузили в телегу и привезли домой.
Неутешительный итог долгой дружбы
Многие историки считают, что дуэль оказалась логичным завершением отношений Лермонтова с Мартыновым: они много и тесно общались, хоть и были противоположностями. Еще не стоит забывать, что сослуживец Михаила Юрьевича и сам был поэтом, и в нем мог взыграть "комплекс Сальери" — причиной такого итога дружбы могла стать зависть.
Стоит отметить, что роман Лермонтова "Герой нашего времени" был опубликован за год до его смерти, и там тоже есть некоторые ключи к ссоре между старыми друзьями. Если считать, что характер самого писателя был заключен в образ главного героя произведения — Печорина, то в образе Грушницкого можно увидеть Мартынова. Современники поэта действительно строили предположения о том, что его друг увидел себя в персонаже романа, вызвав тем самым у него желание отомстить за своеобразное "литературное убийство" на страницах произведения.
Заговор против Лермонтова
Но есть мнение, что Мартынова подстрекали убить Лермонтова. Поэт славился дурным характером, хотя, по признанию современников, с близким кругом он был очень душевен и добр. Среди недоброжелателей Лермонтова был и секундант на дуэли — Александр Васильчиков. Он неоднократно терпел насмешки со стороны поэта и в своих показаниях после дуэли говорил, что виновником однозначно является сам Михаил Юрьевич.
Он, испытывая особо негативные чувства к Лермонтову, подстрекал других людей к ссоре с писателем. Историки считают, что Васильчиков даже приходил с просьбой устроить дуэль с поэтом молодого офицера Семена Лисаневича. Он был поклонником одной из популярных светских дам и из-за этого терпел насмешки со стороны Лермонтова. Васильчиков подговаривал его, апеллируя к тому, что это не согласуется с офицерской честью.
Но Лисаневич говорил, что Лермонтов, невзирая на насмешки, относился к нему по-дружески и, если заходил в своих подколках слишком далеко, искренне извинялся. Поэтому на предложение Васильчикова молодой офицер ответил словами: "Что вы?! Чтобы у меня поднялась рука на такого человека!"
Поэтому можно небезосновательно полагать, что после отказа Васильчиков пришел с просьбой о дуэли именно к Мартынову. 19-летний Лисаневич, вероятнее всего, рассказал о тайне заговора против Лермонтова, и по этой причине секунданты просто-напросто путали показания, стараясь замести следы своего коварного замысла. Друг последних месяцев жизни поэта — офицер Руфин Дорохов, — находясь в момент происходивших событий в Пятигорске, абсолютно без прикрас заявил: "Дуэли не было — было убийство".
В русло этой версии укладывается и концепция некоторых лермонтоведов о наемнике, сидевшем в кустах. Если допустить, что Лисаневич бы все-таки согласился, то юноша мог бы промахнуться, и дело бы довершил скрывавшийся убийца. Но стрелял Мартынов, и стрелял невероятно точно: стоя на расстоянии 30 шагов (для примера — Дантес во время дуэли был от Пушкина в 11 шагах), он поразил поэта точно в грудь. Но после обследования тела выяснилось, что пуля вошла не прямо, а под необычным углом в 35 градусов — снизу вверх. В противовес этой версии стоит учитывать, что Мартынов стрелял после Лермонтова. Поэт поднял руку, выстрелив в воздух: отдача могла повлиять на его положение.
Горечь, которую невозможно смыть
Не менее интересной и загадочной версией можно считать масонские интриги против Лермонтова — подобная концепция открывает еще одну возможную причину заговора против поэта. В Пятигорске существовали масонские ложи, а на некоторых зданиях и по сей день сохранилась их символика — перекрещенные циркуль и наугольник. В пользу этой версии относят описанный очевидцами факт того, что после выстрела Мартынов бросился к Лермонтову и поцеловал его. Некоторые исследователи видели в этом "поцелуй Иуды", хотя легко можно предположить, что человек, убивший своего старого друга, искренне сожалел о содеянном.
Ведь после дуэли Мартынов сразу поехал сдаваться коменданту Пятигорска — его арестовали. Потом он провел три месяца на гауптвахте в киевской крепости, куда был отправлен. После освобождения он жил в Киеве и был обязан 15 лет публично каяться за совершенное преступление. Мартынов искренне и исправно молился, и срок покаяния был сокращен до пяти лет. Но, несмотря на это, в городе его публично порицали — могли даже просто плюнуть ему в лицо. Мартынов перестал сочинять стихи, только периодически тщетно пытаясь написать свою "исповедь", смирился с унижением и стал изгоем. Каждый год до конца своих дней он приезжал в монастырь, заказывал панихиду по своему покойному другу, а по возвращении домой всегда страшно пил…
Происки "царского режима"
Еще одна версия, которая является одной из наиболее устойчивых, появилась во времена СССР. Советские литературоведы утверждали, что итог дуэли Лермонтова — это политический заказ, очередное убийство "царского режима". Действительно, император Николай I недолюбливал писателя за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической гибели Пушкина. И да, он действительно отправил Лермонтова служить на Кавказ из-за этого. Но поэт не был такой серьезной фигурой, представлявшей опасность для действующей власти, чтобы приказ об убийстве отдавал сам шеф Отдельного корпуса жандармов Александр Бенкендорф, как предполагали советские литературоведы.
Можно еще строить множество предположений, связанных со смертью Лермонтова, просто в силу сложившихся обстоятельств — слишком много нестыковок и недомолвок. Абсолютно точно можно судить только о том, что со смертью Лермонтова русская классическая литература потеряла большую личность, которая в перспективе могла достичь масштаба личности Пушкина.
Даниил Хмелевской