В оренбургском селе, приютившем Высоцкого в годы войны, почтили память барда

"Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним", - эти строки из последних стихов Владимира Высоцкого выбиты на стеле у автотрассы Бузулук - Бугульма. Скромный придорожный монумент появился здесь в преддверии отмечавшегося 25 июля 45-летия памяти всенародно любимого барда. Место выбрано вовсе не случайно: совсем рядом, в оренбургском селе Воронцовка, во время войны маленький Володя два года жил с мамой в эвакуации. С тех пор он больше не бывал здесь, однако в Воронцовке его и поныне считают своим.

В оренбургском селе, приютившем Высоцкого в годы войны, почтили память барда
© Российская Газета

…В августе 1941-го на маленькой станции Бузулук остановился поезд. На платформу высыпали эвакуированные из столицы - женщины, дети, старики. Среди тех, кто преодолел долгий шестидневный путь на дощатых нарах в телячьем вагоне, была и Нина Максимовна Высоцкая с трехлетним сыном. "Вовочке я все время говорила, что поедем, наверное, в Казань, - вспоминала она много лет спустя. - А тут при погрузке и после нее начало упоминаться в разговорах непривычное название - Бузулук". Малыш стойко держался в дороге, однако потом расхныкался: "Что же ты, мамочка, обещала и говорила - в Казанию, в Казанию, а едем в какой-то Мазалук?"

На деревянном вокзале эшелон эвакуированных встретили представители местного начальства и тех сел, куда им предстояло отправиться на новое место жительства. Усевшись на подводы, москвичи двинулись в путь. Высоцких распределили в Воронцовку, что в 18 километрах от райцентра. Как писал оренбургский автор Владимир Горячок в документальной повести "Родом из детства", квартировали они в семье Крашенинниковых. К сожалению, дом этот в селе не сохранился.

Нина Максимовна устроилась работать на местный спиртзавод №2 имени Чапаева - сначала контролером, потом лаборантом. Кроме того, молодой маме довелось трудиться и на лесозаготовках. Поэтому сына пришлось определить в детсад интернатного типа - малыши жили там круглосуточно, родители забирали их лишь по выходным. Под садик был отдан сельский клуб - длинное саманное строение. В зале вместо зрительских кресел ровными рядами поставили детские кроватки. Символичная деталь: рассказывали, что кровать, где спал будущий артист, стояла аккурат на сцене…

Именно здесь, в Воронцовке, городской мальчик впервые увидел жизнь в сельской глубинке. По словам мамы, он очень боялся волков, которые часто наведывались в деревню - чтобы отпугивать хищников, местные жители жгли костры из соломы. А когда она приносила сыну в детсад стакан молока, тот делился угощением с другими ребятами. "У них же тут мамы нет, им никто не принесет", - объяснял Володя. Спустя годы эти впечатления проросли стихами и песнями о детстве и суровых военных буднях.

Сегодня здания старого клуба в Воронцовке давно нет. Зато в январе 2018-го, к 80-летию барда здесь распахнул двери современный дом культуры имени Владимира Высоцкого. У входа посетителей встречает мемориальная доска в его честь. А в музейной комнате выставлены экспонаты, рассказывающие об истории села и нелегком времени, когда здесь жил будущий поэт.

- Именно здесь он познакомился с гитарой, - рассказывает библиотекарь клуба Ольга Рогатина, показывая экспозицию. - В гостях у сельчан Кондратьевых Володе дали побренчать на струнам - и оттащить потом не могли. И на сцену он впервые вышел у нас! На новогодней елке для эвакуированных так лихо исполнил танец поваренка с ложками, что все ахнули: "Ну, артист!".

В июле 1943-го Высоцкие вернулись в Москву. На склоне жизни, в конце 90-х, Нина Максимовна вновь навещала степной край, который приютил их с сыном в трудное время.

По традиции, каждый год в дни памяти поэта в Воронцовку съезжаются поклонники творчества Владимира Семеновича из разных уголков страны. А на сцене сельского клуба звучат его стихи и песни.

- Конечно, любим и помним! Для нас он навсегда - наш Володя, - говорят в Воронцовке и верят, что когда-нибудь в селе состоится грандиозный бардовский фестиваль в честь артиста.