Знаменитые законы и правила для бизнеса и жизни

Правило Парето: 20% усилий дают 80% результата

Знаменитые законы и правила для бизнеса и жизни
© BFM.RU

Самая простая формулировка закона или правила Парето — 20% усилий дают 80% результата. Его называют правило 80/20 — так, кстати, озаглавил свою книгу инвестор и писатель Ричард Кох. Или еще «закон немногих жизненно важных». Правило назвали именем Вильфредо Парето, который еще в конце XIX века заметил, что примерно 80% земель в Италии принадлежало 20% населения. А в употребление термин ввел румынско-американский инженер Джозеф Джуран, который в 50-е годы оптимизировал в Японии и потом в Америке качество сборки автомобилей: решить большинство проблем можно устранением немногих важнейших причин.

Фото: Austin Distel/unsplash.com

Дальше это соотношение стали находить везде — в статистике производственного травматизма, во вкладе ученых в науку и даже в экономии времени на чтение: якобы 20% прочитанной книги дадут 80% информации. Вспоминают и Стива Джобса, который оставил в линейке Apple только флагманов, убрав из нее все нерентабельное. Сам же Вильфредо Парето изучал неравенство, создавал теорию элит и не верил в демократию. Карл Поппер называл его «теоретиком тоталитаризма», возможно, потому, что в последний год жизни Парето принял от Муссолини должность сенатора. Дуче считал себя его учеником. Хотя Парето при всей своей любви к элитам считал, что они должны конкурировать с контрэлитами, и выдвигал концепцию «обновления крови». При этом никто уже не волнуется, если соотношение оказывается не 80 на 20, а, например, 70 на 30 — цифры здесь не постоянная величина, а лишь индикатор относительной важности.

Эффект Матфея: богатые богатеют, а бедные беднеют

Эффект Матфея (по-английски Мэтью), или эффект накопленного преимущества, был впервые описан социологом Робертом Мертоном в 1968 году, применительно к социологии науки: признание обычно получают уже известные ученые, а их менее именитые коллеги и соавторы остаются в тени. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Эта мысль из притчи Иисуса Христа о зарытом в землю таланте как минимум пять раз повторяется в евангелиях от Матфея, Луки и Марка. Упрощенно описывается формулой «богатые богатеют, а бедные беднеют». Понятно, что банк охотнее даст вам крупный кредит, если вы уже богаты. Эффект многократно подтверждался в финансировании науки: гранты легче выдают под имя ученого и его популярность.

Фото: Ольга Щеголева/Фотобанк Лори

Феномен обнаружили в образовании: рано научившиеся читать дети прогрессируют намного быстрее остальных. Наиболее заметен эффект Матфея на так называемых рынках с социальным влиянием, например на музыкальном. Эксперимент с вымышленной музыкальной платформой и неизвестными исполнителями провели в Колумбийском университете. Стоило композиции появиться в намеренно подкрученном топе, как резко увеличивалось не только число прослушиваний, но и общая оценка. Частный случай эффекта Матфея — эффект Матильды, гендерное неравноправие в науке. Назван по имени суфражистки Матильды Гейдж. Роберт Мертон испытал его на своей шкуре: публикуя первую статью об эффекте Матфея, он пренебрег вкладом своей сотрудницы Гарриетт Цукерман и не включил ее в соавторы, о чем потом публично сожалел. «Карма настигла»: в конце жизни он женился на ней. Ему было 82 года. Ей — на 25 лет меньше. Эффект Матфея — статистическая закономерность. Успех возможен и без накопленного преимущества. Это как выиграть в лотерею. Шанс проснуться знаменитым и богатым есть у всех. Но просыпаются, как в игре в мафию, не все.

Закон Мерфи: если что-то может пойти не так, оно пойдет не так

Классическая формулировка закона Мерфи гласит: «Если что-то может пойти не так, оно пойдет не так». Это родной брат русского «закона подлости», дальний родственник «закона бутерброда» и «генеральского эффекта». Приписывается капитану Эдварду Мерфи, инженеру Лаборатории реактивного движения. В 1949-м он исследовал воздействие на пилотов максимальных перегрузок. Тележку на рельсах разгонял авиадвигатель. На испытаниях его пропеллер стал крутиться в обратную сторону. Как позже выяснилось, техники собрали конструкцию задом наперед. Закон Мерфи ученые восприняли довольно серьезно. Биолог Ричард Докинз публично называл закон бессмыслицей. Напротив, физик Роберт Мэтьюс объяснял падение бутерброда маслом вниз теорией вероятности, физикой и высотой стола, за что был отмечен Шнобелевской премией в 1996-м году. А статистик Дэвид Хэнд отметил, что закон Мерфи следует из «закона действительно больших чисел». При этом некорректное поведение систем запоминается гораздо лучше в результате систематической ошибки отбора. Бывший премьер Великобритании в период экономического кризиса конца 70-х Джеймс Каллагэн как-то заметил, что Мерфи был оптимистом. А реальный анонимный оптимист сформулировал закон Ифрума (это перевертыш Мерфи, прочитанный справа налево): все, что может заработать, когда-нибудь заработает. Сам основоположник закона Эдвард Мерфи вкладывал в него всего лишь основы «защиты от дурака» и считал многие шутливые версии закона «нелепыми, тривиальными и ошибочными».

Принцип Питера: каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности

Известный с 60-х годов прошлого века принцип Питера гласит: «Каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности, а вся полезная работа совершается теми, кто еще его не достиг». Гипотеза появилась в книге канадского педагога-методиста Лоуренса Питера. Логический вывод из принципа: «Со временем каждая должность оказывается занята сотрудником, который некомпетентен для выполнения своих обязанностей». В последней главе книги автор примеряет высказывание на все человечество и задается вопросом, сможет ли оно выжить или же вымрет по мере развития технологий, когда достигнет своего уровня некомпетентности. Принцип Питера вошел в некоторые учебники по бизнесу. Исследования показывают, что кадровые лифты в больших организациях действительно нередко продвигают наверх людей с хорошими показателями на предыдущей должности, что не гарантирует им успеха в роли начальника.

Фото: Марина Демидюк/Фотобанк Лори

Есть и теория, что уход нерадивого сотрудника на повышение — это благо для всех. Герой комикса «Дилберт» прямо говорит: «Повышение — это естественный способ устранения дебилов из производственного потока», то есть иди в начальники и не мешай людям работать. Итальянские последователи Питера предложили продвигать сотрудников по жребию и за это получили Шнобелевскую премию в 2010-м. И еще одну в 2022-м за обоснование того, что успех чаще всего — результат удачи, а не таланта. А к английской поговорке: «Сливки поднимаются кверху» Лоуренс Питер добавил: «Пока не прокиснут».

Закон Паркинсона: работа занимает все время, которое на нее отпущено

Автор афоризма, что «работа занимает все время, которое на нее отпущено», — британский политолог Сирил Паркинсон. Близкий родственник закона — «студенческий синдром»: форма прокрастинации, при которой начало выполнения задачи откладывается до крайнего возможного срока. Утверждают, что это гарантирует уровень стресса, необходимый для включения всех ресурсов. На шуточном законе Паркинсона построен серьезный «метод критической цепи» Элияху Голдратта — при планировании проекта он отсчитывает время от его окончания. Причем с запасом. Паркинсон позже ввел два дополнительных закона: увеличение доходов всегда сопровождается повышением расходов, и с ростом любой организации наступает усложнение, которое в итоге ведет к ее упадку. Появились и следствия. Например, закон тысячи: любая организация, в которой более тысячи сотрудников, окукливается и стремится изолироваться от внешнего мира. Чем короче телефонный звонок, тем выше его эффективность. В IT объем данных растет до полного заполнения доступного пространства, что стимулирует разработку новых технологий. Сам Паркинсон изучал парадокс увеличения персонала в британском министерстве по делам колоний в период сокращения числа колоний. Он сделал два вывода: «чиновник хочет умножать число подчиненных, а не соперников» и «чиновники придумывают работу друг для друга». По его расчетам, число занятых в бюрократии росло на 5-7% в год независимо от каких-либо изменений в объеме выполняемой работы.