Найденный на Камчатке Р-63 "Кингкобра" обследуют и планируют восстановить
Русское географическое общество готовит экспедицию на камчатское озеро Витаминное. Заповедные места: дорог нет, красиво и безлюдно, по берегам бродят медведи. Рыбакам интересны лососевые водоемы, а лосося здесь нет.
Главный "витамин" - лежащий на дне самолет. При невыясненных (пока) обстоятельствах осенью 1945 года в озеро упал истребитель Р-63 "Кингкобра", летчик погиб. Самолет нашли в 2023-м. В этом году его хотят поднять, обследовать и законсервировать для дальнейшего восстановления.
Обстоятельства и причины той трагедии предвосхищать не буду - напишем, когда истребитель поднимут из воды. А пока - что это за самолет и чем он интересен.
Чудеса на виражах
Создан в США, полное название: Bell P-63 Kingcobra. Bell - компания-разработчик, литера "P" английская, по-русски правильно читать как "пи", обозначала pursuit - преследование и перехват. Сегодня в США вместо "Р" - "F": fighter, т.е. "истребитель". Цифры в названии P-63 Kingcobra никакой полезной информации для читателя не несут.
Прежде чем говорить о "Королевской кобре", нужно вспомнить о ее предшественнице: P-39 Airacobra. Известна как любимый истребитель аса Александра Покрышкина: 48 из 59 побед он одержал на "Кобре". На ней дрались и наши лучшие летчики Великой Отечественной войны: Николай Гулаев, Григорий Речкалов, Ахмет Хан-Султан, Павел Кутахов и др.

Как "Кобра" к нам попала? Американцы ее невзлюбили и продали партию Франции. Та так быстро капитулировала в 1940-м, что не успела получить истребители. Тогда их передали англичанам. Те проявили характер: сказали, что самолет недостаточно высотный (это правда) и плохо сбалансирован. Да, мощное вооружение: пары-тройки снарядов из его 37-мм пушки хватало, чтобы разнести любой вражеский самолет. Но 30 снарядов вылетали за 10 секунд, нос облегчался, балансировка становилась еще хуже, и ошибка в пилотировании приводила к сваливанию в плоский штопор - самый смертоносный.
Летать на таком они не желали. И тогда "Кобры" предложили Сталину. В январе 1942 года в Советский Союз поступила первая партия "Кобр", из тех, от которых отказались англичане.
А вот нашим истребитель понравился, им оснащали гвардейские полки. Живучий, комфортный, достаточно маневренный. Просто к такому самолету нужен был летчик со стальными нервами и такими же... Ну, вы поняли, о чем я. Если не паниковать, то можно даже было вывести из штопора. А лучше - не сваливать.
Хотя британские летчики, конечно, не трусы. Просто они в воздушных боях забирались почти на потолок, тогда как мы с люфтваффе дрались пониже.
Да, о парадоксах. Британцы к недостаткам относили еще и "плохой обзор из кабины". Советские летчики находили обзор великолепным. Пересаживаясь в "Кобру", к примеру, с "Ишака" (И-16), летчик образно говоря попадал в 5-звездочный отель: тепло, удобно, радиосвязь в наличии и речь разборчива (чудо по меркам того времени). И еще. Наши вооружение "Кобры" считали избыточным, поэтому в полках снимали "лишние" пулеметы.
Из 9,5 тыс. произведенных "Кобр" 5 тыс. передали СССР. Раз умеете и нравится - летайте.
Король? От винта!
Наши творили на "Кобрах" чудеса на виражах. И упомянутую "Королевскую кобру" в Америке создавали фактически для наших ВВС. При этом "Аэрокобра" и "Кингкобра" хоть визуально и похожи, но это разные истребители. Общего только дверь автомобильного типа, все остальное проектировали по новой: другие двигатель, винт, шасси, броня. Да все!
"Королевская кобра" один из лучших истребителей своего времени: скорость - 655 км/ч, потолок - 11 900 м, 37-мм автоматическая пушка и четыре 12,7-мм пулемета, бомбы и подвесные топливные баки. Быстрая, как британский "Спитфайр", маневренная, как лучшие версии "Мессершмитта-109". Правда, от сваливания в штопор избавиться не удалось. Это установил летчик-испытатель Андрей Григорьевич Кочетков, откомандированный в начале 1944 года в Америку.
"Кингкобры" он испытал на совесть: одну свалил в фатальный плоский штопор, пришлось прыгать с парашютом. Вторую полуразрушил, создав экстремальные перегрузки, но все-таки приземлился. Вообще-то в эпоху тов. Сталина крушить новейшие истребители, да еще импортные, пытаясь нащупать их предельные возможности, было опасно. Но американцы отнеслись с пониманием. Кочеткову вручили награду: значок в форме золотой гусеницы от фирмы, производящей парашюты.
Кочетков также в Америке провел воздушные бои с "Мустангом" и "Аэрокоброй". Обычная "Кобра" проиграла королевской, с "Мустангом" - боевая ничья.

Больший объем испытаний проводили и в СССР: первые "Кингкобры" дорабатывали в ЦАГИ и НИИ ВВС. Наши идеями делились с инженерами "Белл", те сразу вносили в конструкцию доработки. Как есть: советско-американский истребитель.
И еще. На фото с заводов "Белл" в кадре много женщин-рабочих. Что тоже роднит с нами, ведь в СССР к 1945 году на авиазаводах женщины составляли 40% станочников и 42% кузнецов.
С 1943 по 1945 год произвели 3,3 тыс. "Королевских кобр". 2,4 тыс. передали по ленд-лизу в СССР. Массовые поставки "Кингкобр" к нам пошли с лета 1944-го.
Новые "королевские" истребители строили на тех же заводах, что и "Аэрокобры", затем перегоняли в штат Монтана, где дорабатывали для условий русской зимы. Оттуда своим ходом на Аляску, где передавали советским летчикам. Наши перелетали в СССР, и далее - по трассе Алсиб в Красноярск, оттуда на железнодорожных платформах везли в Москву. "Кингкобры" использовали в ПВО. В 1945-м их бросили против Японии, они прикрывали десанты на о. Шумшу и Парамушир.
Гипотетически истребитель мог воевать и с Германией, пусть и в конце войны. Но этого не произошло. Есть версия, что Сталин решил приберечь самолет для иной войны. Какой? Подсказка: "Кингкобра" могла перехватить бомбардировщик на высоте 12 км. А такие тогда были только у США.
До войны дело не дошло. А в начале 1950-х "Кинкобры" стали списывать: двигатели выработали ресурс, а новых из США, понятное дело, не поставляли.
И Гондурасу досталось
В американских ВВС "Кингкобры" были, но их не посылали в бой. Пилоты ВВС обожали "Мустанги", флотские - "Корсары" и "Хеллкэты", на них и воевали. А все виды "Кобр" в США были нелюбимыми детьми.
В США от "Кингкобр" избавились. Передав 73% нам, оставшиеся отправили во Францию (воевали в Индокитае). Еще пять истребителей подарили Гондурасу.
И на гражданке "Кингкобры" оставили след. После войны пилоты-энтузиасты их покупали едва ли не на свалках и восстанавливали для участия в авиагонках. В США и Англии эти машины не раз разбивались, гибли пилоты. Самая крупная катастрофа: 12 ноября 2022 года на авиашоу в Техасе "Кингкобра" столкнулась с бомбардировщиком B-17. Погибли все шесть пилотов. Считается, что до этого в мире было пять "Кингкобр" в летном состоянии.
Но их немало в музеях. Больше всего в США, порядка 20. Есть "Кингкобра" в Великобритании и в Гондурасе (в аэропорту Тегусигальпы). В России - минимум три: в Монино и на Поклонной горе (Москва), а также в уральской Верхней Пышме. Общая беда: нет истребителей, полностью собранных из оригинальных узлов и механизмов. А вот в озере Витаминном лежит именно такой: на 100% аутентичный. С какой стороны не посмотри, а надо доставать.

По цене 50 "Фордов"
Один из самых результативных пилотов люфтваффе Ганс Рудель в мемуарах писал, что в 1945-м в боях над Курляндией (Латвия) встречался с Kingcobra. Скорее всего врал. Нет данных, что наши их там применяли. Да и Рудель вряд ли мог визуально отличить "Королевскую кобру" от обычной.
8 октября 1950 года два истребителя США F-80 нанесли удар по нашему аэродрому Сухая Речка (он к юго-западу от Владивостока). На земле было повреждено 12 "Кингкобр". Американцы заявили, что напали на нас "по ошибке".
Стоимость опытных Kingcobra превышала 200 тыс. долларов, но в серийном производстве к 1945 году цену снизили до $65,9 тыс. Чтобы понять "цену" тех денег: в 1945 году американский слесарь получал $46 в неделю, шахтер - $51. Месячное жалованье рядового - $71, офицера - $203.
Фунт хлеба (0,45 кг) в США стоил 8 центов, говяжьего стейка - 36 центов, свиной отбивной - 27 центов, дюжина яиц - 33 цента, гамбургер в McDonalds - 15. Автомобиль - от 1,2 тыс. (Ford Deluxe Coupe с двигателем в 85 л.с.). Т.е. истребитель - как 50 "Фордов".
Особый случай
Есть сведения, что "Кингкобры" в Советском Союзе применялись в интересах... СМИ. Истребители доставляли матрицы центральных газет по всей стране. Специально готовили и летчиков-курьеров. Увы, сведений об этом мало. Если кто-то обладает информацией - пишите в редакцию. Вместе проверим.