2 млн рабов! В России все еще существует рабство. Невольники – ваши соседи. Как не стать жертвой
Третий час ночи в подмосковном Домодедово. У перекрестка Советской и Мичурина стоят трое мужчин в масках — выглядят подозрительно, но на самом деле это волонтеры движения «Альтернатива». Они ждут полицию уже несколько часов, а заявка мистическим образом пропала в системе.
Рядом тормозит иномарка. За рулем уверенный парень южного вида просит прикурить, а через минуту паркуется у того самого дома, из которого должны освобождать невольницу.
Волонтеры с разочарованием понимают, что их планы раскрылись — спасательная операция сорвана.
Такие сцены разыгрываются по всей России почти каждую ночь. Пока одни люди спят в теплых постелях, другие рискуют жизнью, чтобы вытащить из рабства тех, кого близкие уже и не надеялись увидеть в живых.
Страшные цифры
Каждый день в России, по статистике МВД, исчезают около 500 человек. За год это составляет 180 тысяч пропавших. Координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» депутат Госдумы Олег Леонов сообщает, что из них 20 тысяч не находят никогда.
Куда исчезают люди? По данным спасательных отрядов, около двух миллионов человек находятся в рабстве в России. Основатель и первый руководитель поискового движения «Альтернатива» Олег Мельников в своих интервью неоднократно отмечал, что из российских граждан наибольшему риску подвергаются одинокие люди и выходцы из регионов, приехавшие в российскую столицу за заработком.
За лето 2024 года в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» поступило 15 526 заявок о пропавших людях со всей России. 1656 человек до сих пор не найдены.
Эти цифры — не просто статистика. За каждой из них стоит человеческая трагедия. Волонтерские движения каждый день борются с тем, чтобы число возвращенных домой увеличилось.
Пиковая статистика пропаж приходится на лето — с июля по сентябрь, когда люди массово отправляются в леса за грибами и ягодами. Но городские пропажи равномерно распределены по всему году.
Из рабства спасают волонтеры
Два главных игрока на этом поле — поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» и движение «Альтернатива».
«ЛизаАлерт» насчитывает более 40 000 добровольцев, что делает его самым крупным добровольческим поисково-спасательным формированием в мире. Организация ищет всех пропавших людей — от потерявшихся в лесу грибников до сбежавших подростков.
Движение «Альтернатива» более узкоспециализированное — это организация, которая борется с рабством. Поисковые отряды существуют за счет переводов от обычных граждан, никакая финансовая помощь из официальных источников волонтерским движениям не оказывается, при этом поиск одного пропавшего человека обходится около 50 тысяч рублей, не считая выкупа, который волонтеры зачастую собирают сами, если у родственников попавшего в рабство человека нет денег.
Волонтеры говорят о том, что после возвращения домой освобождённые остаются без дальнейшей поддержки со стороны движения, поскольку у организации просто нет такой возможности. Однако в канун Нового года они получают поздравления — по несколько десятков сообщений от незнакомых людей.
Многие волонтеры сотрудничают сразу с несколькими поисковыми движениями, стремясь принести как можно больше пользы. Кирилл из «Альтернативы» признается, что часто сотрудничает и с «ЛизаАлерт». Он участвует во всех значимых акциях: с «ЛизаАлерт» людей ищет, в Мариуполе был больничным волонтером, а из рабства людей почти каждый день вытаскивает.
Три лица современного рабства
Координатор движения «Альтернатива» Арина Файрушина отмечает, что трудовое рабство особенно распространено в южных регионах России — в Ростовской области, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях. Теплый климат этих регионов позволяет эксплуатировать рабов весь год без перерывов.
На Дальнем Востоке и в Сибири рабов заставляют работать на заготовке леса, на юге страны — на полях. Особенно тревожная ситуация в Дагестане, где насчитывается около 500 кирпичных заводов, на которых, по сведениям волонтеров, используется труд попавших в рабство.
Работники на одном из кирпичных заводов Дагестана после освобождения из рабства
Современные рыбы живут в ужасающих условиях: в сараях, ямах. Если раб заболел или совсем обессилел от невыносимых условий, скудного питания и постоянных побоев, его, в лучшем случае, вывезут и бросят на дороге, чтобы подобрали проезжающие. Но такие случаи крайне редки, работодатели предпочитают не оставлять в живых свидетелей своей деятельности.
Недавний случай из Дагестана показывает типичную схему: супружескую пару обманом заманили на огороды около Карабудахкента, где несколько месяцев заставляли бесплатно работать. Сбежать удалось только со второй попытки.
В Москве и Санкт-Петербурге ситуация складывается крайне тревожно. Для столицы типичны случаи сексуального и нищенского рабства. По информации правозащитных организаций, в одном только городе около сотни цыганских семей нажились на нищих и людях с ограниченными возможностями, превратив их в источник дохода. Эти семьи организуют целые преступные сети, где уязвимые люди вынуждены выпрашивать деньги на улицах ради чужого достатка.
В ключевых региональных городах — Оренбурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и т.д. — активно функционируют настоящие нищенские мафии. Они не только контролируют определённые территории для сбора милостыни, но и используют сложные схемы распределения заработанных средств, при этом сами нищие остаются без средств к существованию и подвергаются жестокому обращению со стороны организаторов этих преступных структур.
Волонтеры объясняют, что выгода от нищих идет на десятки миллионов: раб окупается за неделю. За день попрошайка собирает 5-10 тысяч рублей, так называемая «мадонна» с младенцем — до 15 тысяч.
Сексуальное рабство довольно широко распространено во всех регионах России.
Юристы движения «Альтернатива» объясняют, что среди рабов есть как иностранцы, так и граждане России, особенно это характерно для проституции. Россиянки оказываются в сексуальном рабстве и за границей по схожим причинам — их вывозят в Турцию, на Северный Кипр, в ОАЭ.
Рассказы современных рабов
История Сергея из Ставрополя — к сожалению, довольно распространенная. Он раньше работал водителем. Но после тяжелого инсульта остался без работы. Из-за плохого здоровья ему везде отказывали, а денег не хватало даже на еду и лекарства.
Однажды у магазина он познакомился с людьми, которые предложили ему поехать на сезонную работу в Ростовскую область. Сергей, отчаявшись после месяцев безработицы, согласился. Но вместо работы оказался в настоящем рабстве. Там его заставляли работать по 18 часов в день, не давали нормально питаться. В таких условиях он продержался восемь месяцев и думал, что закончит жизнь в грязном сарае, но его спасли.
Широкую огласку в прошлом году получила история о том, что на территории фермы в Белевском районе Тульской области цыгане незаконно удерживали не менее десяти человек. Среди них находился бывший участник СВО. Люди жили в антисанитарных условиях, их практически не кормили, избивали за любое неповиновение. Спастись им удалось, только выкрав телефон у хозяина фермы и позвонив родственникам. Родственники обратились в «Альтернативу», волонтерам удалось спасти всех удерживаемых на ферме насильно.
Освобожденные из рабства в Тульской области
С подобными историями волонтеры сталкиваются каждый день — люди в отчаянном положении легко становятся жертвами мошенников, которые обещают хорошую работу, а на деле превращают их в рабов.
Елена, инвалид после инсульта, не может стоять на ногах. Ее руки скрючены от паралича. Но каждый день цыганская семья вывозит ее к собору на инвалидном кресле — зарабатывать деньги попрошайничеством. В ту ночь в Домодедово волонтерам все-таки удалось освободить Елену. Её отвезли в приют. Одного человека удалось вернуть к нормальной жизни. Но завтра где-то в России найдутся новые жертвы, которые будут ждать спасения.
Целое кладбище тех, кого не удалось спасти
Волонтеры движения «Альтернатива» с болью признаются, что у них есть кладбище из людей, которых не смогли спасти. Однажды им одновременно звонили несколько мужчин и говорили, что их вот-вот убьют. Вернуть домой удалось только двоих из пяти позвонивших в тот день.
Каждый день волонтеры сталкиваются с необходимостью принимать тяжелые решения. Однажды в штаб-квартиру движения поступили звонки одновременно от трудовых мигрантов и девушек, оказавшихся в сексуальном рабстве — среди них были представительницы России, Украины и Беларуси. Мужчины сообщали о непосредственной угрозе расправы, поэтому активисты приняли решение в первую очередь сосредоточиться на спасении именно их. Спустя неделю, когда удалось собрать необходимые средства и организовать операцию по освобождению девушек на Кипре, результат оказался трагическим — не всех получилось спасти. Две девушки покончили с собой до начала операции по их вызволению.
За все время существования движения «Альтернатива» была оказана помощь около 3000 человек. Но движение реагирует в среднем только на 1 из 30 обращений об освобождении из рабства из-за нехватки средств.
Кадр видео освобождения из сексуального рабства в Москве
Почему преступники остаются безнаказанными?
Поразительная статистика: в 2023 году по обвинению в «Использовании рабского труда» не было вынесено ни одного заключения суда. В 2024 году таких приговоров появилось лишь три. Между тем, количество людей, которых удалось освободить в этом году, превысило три тысячи.
Людей держат в рабстве повсеместно: и в магазинах, и на стройках, и на фермах
Булат Мухамеджанов, координатор проекта «Неволя», поясняет, что подобные преступления в большинстве своём остаются скрытыми, поскольку о них просто не сообщают. Это делает процесс доказывания фактов рабства и проведения расследований крайне затруднительным.
Он подчеркивает, что уголовные дела не возбуждаются: если человек, прошедший освобождение, обращается в полицию, он обязан оставаться в том регионе, где подавал заявление, на протяжении двух месяцев, пока проводятся доследственные мероприятия. Большинство предпочитает сразу возвращаться домой.
Как не стать жертвой: советы экспертов
1. Не доверяйте случайным знакомым с предложениями работы. Преступники специально ищут людей в отчаянном положении возле магазинов и на вокзалах.
2. Никогда не отдавайте документы потенциальному работодателю. Первый признак мошенничества — требование отдать паспорт на оформление или якобы для безопасности.
3. Не давайте деньги попрошайкам. Координатор движения «Альтернатива» Арина Файрушина предупреждает:
«Давать деньги попрошайкам нельзя. Вы не поможете человеку, лишь увеличите его проблемы».
Она объясняет: обычно за организованным попрошайничеством стоит преступность — мошенничество с недвижимостью, наркоторговля.
4. Всегда держите в курсе ваших планов и перемещений родственников или друзей, особенно если вы уезжаете в другой населенный пункт.
Современное рабство в России — это не пережиток прошлого, а суровая реальность, которая может прийти в каждую семью. Помните об этом и не забывайте, что волонтеры поисковых отрядов есть почти в каждом населенном пункте России, им нужна помощь и единомышленники.