Биография писателя Михаила Булгакова Что Сталину нравилось и не нравилось в пьесах драматурга

Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся русский писатель ХХ века, драматург, автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто, из которых наиболее известными считаются роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце». Особенностью литературного стиля Булгакова стала необычность и даже парадоксальность ситуаций, в которых оказываются его персонажи, что вкупе с высокой художественностью и сатирическим характером роднит его произведения с творчеством Николая Гоголя и Михаила Салтыкова-Щедрина. «Лента.ру» рассказывает о творческом и жизненном пути Михаила Булгакова.

Биография писателя Михаила Булгакова Что Сталину нравилось и не нравилось в пьесах драматурга
© Lenta.ru

Ранние годы

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье доцента, а затем профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены, преподавательницы женской гимназии Варвары Михайловны Покровской (1869-1922). Михаил был старшим из семи детей.

В 1901-1909 годах Миша учился в Первой киевской гимназии.

Учившийся в той же гимназии писатель Константин Паустовский вспоминал:

Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора

В доме была большая библиотека, и Миша рано пристрастился к чтению, любимыми писателями у него были Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин и Антон Чехов. В семь лет Булгаков написал рассказ «Похождения Светлана», в пятом классе гимназии сочинил фельетон «День главного врача».

27 марта 1907 года скончался отец Булгакова, он тяжело болел нефритом почек и практически ослеп. Желая помочь матери, которая одна воспитывала семерых детей, 18-летний Булгаков решил выбрать профессию врача, по примеру братьев матери — Николая (ставшего прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце») и Михаила Покровских — и поступил в 1909 году на медицинский факультет Киевского университета.

В годы Первой мировой войны студент Булгаков дежурил в лазарете Красного Креста. В 1915 году он попытался записаться добровольцем в армию, но его признали негодным к военной службе из-за наследственной болезни почек. Весной 1916-го Булгаков окончил с отличием университет и, получив диплом врача, работал в военных госпиталях летом 1916 года, во время Брусиловского прорыва Юго-Западного фронта.

Врач самого широкого профиля

В сентябре 1916 года Булгакова отозвали в тыл — в сельских больницах из-за мобилизации критически не хватало докторов. Недавний выпускник медицинского факультета был направлен в село Никольское Смоленской губернии заведующим (и единственным врачом) местной земской больницы.

Михаилу Булгакову приходилось делать все: принимать роды, лечить нарывы, ампутировать конечности. За год работы молодой врач принял 15 361 пациента. В сентябре 1917 года Булгакова по его просьбе перевели из сельской глуши в Вяземскую городскую земскую больницу, где он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением.

Он вспоминал:

Я увидел вновь обольстительные электрические лампочки! В будке торговали вчерашними московскими газетами, содержащими в себе потрясающие известия, невдалеке призывно пересвистывались московские поезда. Словом, это была цивилизация, Вавилон, Невский проспект!

После приемов Булгаков по вечерам начал писать рассказы о своей работе, которые позже вошли в цикл «Записки юного врача». В этом цикле был автобиографический рассказ «Морфий».

В 1917 году, после операции, проведенной маленькому мальчику, больному дифтеритом, опасаясь заразиться, Булгаков стал принимать антидифтерийный препарат, который вызвал у него сильную аллергическую реакцию. Чтобы облегчить аллергию, Булгаков начал принимать морфий и с великим трудом избавился от пагубного пристрастия лишь к весне 1918 года.

Возвращение в Киев

В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, и Булгаков решил вернуться в Киев. В декабре того же года он поехал за разрешением в Москву, но получил отказ.

То, что он увидел в первопрестольной, навсегда сформировало его отношение к революции:

Мне пришлось видеть воочию то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров

11 февраля 1918-го комиссия в Москве освободила Булгакова от военной службы, а 22 февраля он получил удостоверение, что в Вяземской больнице «выполнил свои обязанности безупречно». Весной 1918 года Булгаков вернулся в Киев, где открыл частную практику как врач-венеролог.

Во время Гражданской войны, в декабре 1918 года Булгаков записался в офицерскую дружину, чтобы защищать Киев от наступавших петлюровцев. В феврале 1919-го доктор Булгаков был мобилизован в армию Украинской народной республики, но вскоре оттуда сбежал.

Служба в деникинской армии

После взятия Киева Добровольческой армией генерала Антона Деникина в августе 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Деникина, получил назначение в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горцев. Позднее он посвятил этому рассказ «Необыкновенные приключения доктора».

13 ноября 1919 года в газете «Грозный» был напечатан фельетон «Грядущие перспективы», в котором Булгаков писал:

Мы будем драться. Ибо нет никакой силы, которая могла бы изменить это. Мы будем завоевывать собственные столицы. И мы завоюем их. Англичане, помня, как мы покрывали поля кровавой росой, били Германию, оттаскивая ее от Парижа, дадут нам в долг еще шинелей и ботинок, чтобы мы могли скорее добраться до Москвы. И мы доберемся. Негодяи и безумцы будут изгнаны, рассеяны, уничтожены. И война кончится. Тогда страна окровавленная, разрушенная начнет вставать

При отступлении Добровольческой армии с Северного Кавказа Булгаков, который находился во Владикавказе, заболел тифом, а когда выздоровел весной 1920 года, в городе уже воцарилась советская власть. Чтобы избежать мобилизации врачом еще и в Красную армию, Булгаков решил сменить профессию. Он писал двоюродному брату:

Я запоздал на четыре года с тем, что должен был давно начать делать — писать

Начало литературной деятельности и переезд в Москву

Во Владикавказе началась профессиональная литературная деятельность Булгакова. Служа заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском ревкоме, он написал и поставил на сцене местного театра ряд «конъюнктурных революционных пьес»: «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Эту страницу своей жизни писатель вспоминал в повести «Записки на манжетах».

Летом 1921 года Булгаков пытался покинуть Советскую Россию, а когда не получилось, в сентябре того же года переехал в Москву, где стал работать газетчиком. Сначала трудился хроникером в «Торгово-промышленном вестнике», после его закрытия перешел в газету «Рабочий», а потом устроился обработчиком писем в газету железнодорожников «Гудок».

В «Гудке» тогда работал блестящий коллектив фельетонистов и очеркистов: Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша. С газетой сотрудничали Михаил Зощенко и Константин Паустовский. Булгаков вскоре тоже стал писать для «Гудка» фельетоны и юмористические рассказы, высмеивающие лгунов, приспособленцев и мещан («Красная корона», «Похождения Чичикова», «Чаша жизни»). Параллельно он работал для эмигрантского просоветского издания «Накануне», выходившего в Берлине с 1922 по 1924 год.

В 1923-м Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей — газетная рутина стала его тяготить. 5 января 1925 года Булгаков записал в своем дневнике:

Сегодня в «Гудке» первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу

Первые успехи и допрос в ОГПУ

В том же 1925 году в ежемесячном общественно-литературном журнале «Россия» был напечатан роман «Белая гвардия» (первая и вторая части), в альманахе «Недра» появилась повесть «Роковые яйца», вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы». В 1926-м свет увидели вторая (сборник юмористических рассказов) и третья (сборник рассказов «Трактат о жилище») книги Булгакова. Больше книг при жизни писателя в СССР не печатали.

В мае 1926 года ОГПУ провело у Булгакова дома обыск, изъяв личный дневник и машинописные экземпляры повести «Собачье сердце». На допросе в ОГПУ 22 сентября 1926 года писатель не скрывал своих политических взглядов:

В своих произведениях я проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России, мои симпатии были всецело на стороне белых

Осенью 1926-го Булгаков дебютировал как драматург: 5 октября во МХАТе состоялась премьера его пьесы «Дни Турбиных», а 28 октября в театре имени Е. Б. Вахтангова — премьера «Зойкиной квартиры».

Обе пьесы ругали в прессе. Фельетонист Михаил Левидов, в частности, писал:

Стройна и убедительна композиция его прозы — и бедны, трафаретны, искусственны его драматургические приемы; ведь прекрасен, сочен язык булгаковских рассказов, — и как бледен язык его пьесы, уснащенный остроумием среднего пошиба, дешевого качества

Критиков смущало то, что основные действующие лица «Дней Турбиных» — офицеры, что шло вразрез с тогдашними представлениями о положительных героях эпохи. Однако генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину пьеса нравилась, и он неоднократно смотрел ее во МХАТе, единственном театре СССР, где она была разрешена к показу.

Отношение Сталина к творчеству Булгакова

16 марта 1928 года Булгаков передал во МХАТ свою новую пьесу «Бег» (рабочее название «Рыцарь Серафимы»), которая понравилась Максиму Горькому, но была раскритикована Сталиным и при жизни автора не ставилась.

В письме к драматургу Владимиру Биллю-Белоцерковскому в феврале 1929-го Сталин писал:

Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает

Вождь пояснял, чем ему нравятся «Дни Турбиных»: «Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь».

В январе 1932-го, когда «Дни Турбиных» были запрещены, Сталин велел вернуть пьесу в репертуар МХАТа и до начала Великой Отечественной войны спектакль был сыгран 987 раз.

В отношении «Бега» Сталин написал следующее:

Я бы не имел ничего против постановки «Бега», если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам еще один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины Гражданской войны в СССР, чтобы зритель мог понять, что все эти по-своему «честные» Серафимы и всякие приват-доценты оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, что они сидели на шее у народа (несмотря на свою «честность»), что большевики, изгоняя вон этих «честных» сторонников эксплуатации, осуществляли волю рабочих и крестьян и поступали поэтому совершенно правильно

Обращение Булгакова к правительству СССР

Запрет «Бега» совпал в 1928 году с премьерой пьесы Булгакова «Багровый остров», поставленной в Камерном театре. До запрета в июне 1929-го зрители увидели спектакль более 60 раз.

В это же время Булгаков начал писать фантасмагорический роман о визите дьявола в Москву (окончательное название утвердилось в 1937 году — «Мастер и Маргарита»), над которым работал до самой смерти.

Осенью 1929-го Булгаков написал пьесу о французском драматурге ХVII Мольере «Кабала святош», которую Главрепертком запретил 18 марта 1930 года: по мнению чиновников, автор провел возмутительную аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата.

К 1930 году произведения Булгакова вообще перестали печатать, а пьесы — ставить, и писатель остался без средств к существованию.

28 марта 1930 года он написал письмо в Совет народных комиссаров СССР, в котором отмечал:

Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298

Булгаков просил либо срочно разрешить ему выезд за границу (поскольку всякий сатирик в СССР посягает на его социальный строй), либо предоставить работу во МХАТе, потому что денег в семье не осталось: «Нынче я уничтожен. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу».

Он подчеркивал:

Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера

Максим Горький писал Сталину: «Булгаков мне "не брат и не сват", защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но он талантливый литератор, а таких у нас не очень много. Нет смысла делать из них "мучеников за идею". Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать. Это — легко. Жалобы Булгакова сводятся к простому мотиву: жить нечем».

18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову, и между ними произошел короткий телефонный разговор:

«Вы где хотите работать? В Художественном театре?» — «Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, мне отказали». — «А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся»

Работа во МХАТе и в ТРАМе

В мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ, параллельно он до марта 1931 года работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ) в качестве рецензента пьес.

Для серии «Жизнь замечательных людей» в марте 1933-го Булгаковым был закончен и сдан роман «Мольер» («Жизнь господина де Мольера»), не понравившийся редактору «ЖЗЛ» писателю Александру Тихонову. Он высказал ряд замечаний, среди которых были развязность главного рассказчика и немарксистская позиция произведения.

В 1934-м Булгакова приняли в Союз писателей СССР. Он написал несколько пьес, которые при жизни автора не ставились (в том числе «Последние дни» об Александре Пушкине, «Иван Васильевич» о Иване Грозном).

Личная жизнь

Булгаков был трижды женат. Первой его женой стала Татьяна Лаппа (1892-1982), с которой писатель прожил с 1913 по 1925 год. Вторая жена — Любовь Белозерская (1895-1987), брак с ней продлился с 1925 по 1932 год. В 1932 году Булгаков женился на Елене Шиловской (1893-1970), с которой не разлучался до самой смерти. Считается, что именно она стала прообразом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».

«Фальшивая, негодная пьеса!»

28 января 1936 года в главной газете страны «Правда» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» подверглась резкой критике за «формалистический» и «антинародный» характер.

Статья стала началом мощной пропагандистской кампании против «легковесности» во всех видах советского искусства. Дошла очередь и до пьесы Булгакова о Мольере, которая с большим успехом была сыграна во МХАТе семь раз — после почти пяти лет репетиций.

9 марта 1936 года в редакционной статье в «Правде» под названием «Внешний блеск и фальшивое содержание» сообщалось:

В основу сюжета пьесы о Мольере Булгаков взял не писателя Мольера, не борца и автора произведений, которые создали эпоху в истории театра и драматургии, а сугубо личную, семейную жизнь Мольера. Этим самым вся пьеса принижена до заурядной семейной драмы

Подчеркивалось: «Эта фальшивая, негодная пьеса идет решительно вразрез со всей творческой линией театра и ставит его в ложное положение перед зрителями, относящимся к МХАТ с заслуженным доверием».

Редакционные статьи «Правды» в СССР обжалованию не подлежали, однако 10 марта Булгаков съездил в театр и заявил, что категорически отказывается писать покаянное письмо. 22 марта 1936 года мхатовская газета «Горьковец» вынуждена была сообщить:

Руководство театра признало критику советской печати, особенно газеты «Правда», постановки «Мольер» правильной и сняло эту пьесу с репертуара

После этого Булгаков ушел из МХАТа в Большой театр, где трудился либреттистом и переводчиком («Петр I», «Минин и Пожарский», «Рашель»). Обида на руководство МХАТа вылилась в незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника») о нравах, царящих в театральном и писательском мире Москвы.

Отказ ставить пьесу «Батум» и болезнь писателя

В 1939 году Булгаков написал к грядущему 60-летию вождя пьесу о молодом Сталине «Батум», на которую возлагал большие надежды. 14 августа 1939 года Булгаков узнал, что его произведение не утверждено: в разговоре с одним из основателей МХАТа Владимиром Немировичем-Данченко Сталин сказал, что пьесу «Батум» он считает очень хорошей, но ставить ее нельзя.

Для Булгакова это стало настоящим ударом: тут же дала о себе знать болезнь почек, перешедшая осенью 1939-го в тяжелый нефрит. К концу года драматург, как когда-то его отец, начал слепнуть.

Страдающий от недуга и теряющий зрение Булгаков сосредоточился на своем главном произведении — «Мастере и Маргарите», диктуя правки седьмой редакции романа жене Елене.

8 февраля 1940 года ведущие актеры МХАТа Василий Качалов, Николай Хмелев и Алла Тарасова направили помощнику Сталина Александру Поскребышеву письмо о катастрофическом состоянии Булгакова:

Врачи полагают, что дни его сочтены. Он испытывает невероятные физические страдания, страшно истощен и уже не может принимать никакой пищи. Трагической развязки можно ожидать буквально со дня на день

Артисты надеялись, что помощник передаст письмо главному адресату, подчеркивали, что разговор Сталина с Булгаковым в 1930-м окрылил писателя, и отмечали: «Единственное, что, по мнению врачей, могло бы дать надежду на спасение Булгакова, это сильнейшее радостное потрясение, которое дало бы ему новые силы для борьбы с болезнью — вернее, заставило бы его захотеть жить, чтобы работать, творить — увидеть свои будущие произведения на сцене».

Но в этот раз Сталин не позвонил Булгакову. Ему нанес визит руководитель Союза писателей СССР Александр Фадеев, который пообещал больному, что отправит его на юг Италии для выздоровления.

Последние дни и смерть

13 февраля 1940 года из-за резкого ухудшения состояния Булгаков прекратил работу над романом, оборвав правку в конце 19-й главы на диалоге Маргариты и Азазелло: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут? — Ну, натурально, они!»

19 февраля его жена записала в дневник:

У Миши очень тяжелое состояние — третий день уже. Углублен в свои мысли, смотрит на окружающих отчужденными глазами: «Отчего ты нахмурился так?» — «Оттого, что умираю очень тяжело»

10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в возрасте 48 лет, 12 марта его прах был захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Впоследствии по ходатайству вдовы на могиле был установлен надгробный камень, ранее стоявший на могиле любимого писателя Булгакова — Николая Гоголя.

Значение личности Михаила Булгакова

Всемирная слава пришла к Булгакову в 1960-х годах, когда начали публиковать ранее запрещенные его произведения (в том числе «Мастер и Маргарита») и переводить их на разные языки. В театрах ставили пьесы Булгакова, в кино экранизировали его сочинения.

При жизни писателя его современникам вряд ли пришло бы в голову назвать его классиком. В наше время Булгаков по праву находится в одном ряду с самыми известными русскими писателями — Толстым, Достоевским, Чеховым, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным, Гоголем.