"РГ" составила список книг, которые стоит прочитать в августе

В этой подборке несколько книг, с которыми легко и приятно провести последний месяц лета. Женщины, которые не дают жить ни себе, ни другим, смешные зарисовки из жизни продавца свечей премиум-класса и сборник рассказов с национальным акцентом.

"РГ" составила список книг, которые стоит прочитать в августе
© Российская Газета

"Сто способов сбежать", Ирина Лейк, "Азбука"

Если вы ищите ироничное и легкое чтение на лето, то "Сто способов сбежать" - идеальное попадание. Главное, чтобы после прочтения вы, как и главная героиня романа Марина, не рванули бить сервиз, который достался вам от мамы. Ведь он наверняка до сих пор стоит в серванте на видном месте… Впрочем, возможно, именно это и будет главной силой книги.

Марина - обычная женщина чуть за сорок, преподает английский язык в школе, замужем и у нее есть дочь. И все, вроде бы, хорошо, вот только всю свою жизнь она придерживается правил, которые буквально впитала с молоком матери. В ее голове эти правильные истины всплывают голосами мамы и бабушки: "Приличные, порядочные люди живут по правилам, потому что так принято". Но вот жизнь дает трещину, когда ее муж Алеша нарушает то, что было выстроено на протяжении долгих лет- увольняется с работы на молочном заводе и решает заняться делом своей мечты, которое и сподвигнет супругов отправиться в первое заграничное путешествие - во Францию. Там, среди полей лаванды, ласкового солнца и терпкого вина Марине помашут скелеты из собственного шкафа, которых она пыталась разглядеть в чужом. Жить, как все, делать, как правильно, а на самом деле быть тревожным и депрессивным, потому что никогда не жил свою жизнь.

Ирина Лейк написала смешную историю, в которой страшно узнать себя.

Для любителей аудиоформата издательство "Вимбо" выпустили роман "Сто способов сбежать" Лейк в исполнении актрисы Ольги Сутуловой.

"Повсюду, повсюду на этом свете подстерегали риск и опасности, мир за пределами дерматиновой двери был коварен, холоден и непредсказуем, но вокруг Марины заботливо раскладывали солому и надували спасательные круги. Ей никогда не надо было делать выбор, не надо было ничего решать, за нее все решали другие, в жизни все как будто случалось само собой и только так, как надо".

"Свечи Апокалипсиса", Татьяна Замировская, "Редакция Елены Шубиной"

У этой книги довольно необычный формат. По сути - это зарисовки из жизни продавца свечей премиум-класса в нью-йоркском бутике. Прочесть залпом не получится, а вот смаковать по кусочкам перед сном, выдыхать прожитый день и смеяться - самое то. Потому что все мы немного продавцы и покупатели из свечного магазинчика, вечно неслышащие друг друга. И той терпимости и доброжелательности, которой обладает продавец элитного бутика, нам порой крайне не хватает.

Впрочем, как и возможности посмотреть на свое поведение со стороны…

Нынче редко можно от души посмеяться над книгой, "Свечи Апокалипсиса" Замировской - штучное литературное удовольствие. Эксклюзивно для Яндекс Книг "Вимбо" записали эту историю в чудесном исполнении актрисы Анастасии Скорик.

"Свечи Апокалипсиса" - как бы автофикшн, но автор не согласна с этим определением: "Вряд ли получившийся текст - автофикшн, потому что автор в нем не равен себе. Скорее, это была вспомогательная идентичность - разработанный специально для этой странной ситуации персонаж, который помогает автору оставаться писателем... В итоге я все же стала литературным героем - именно так я ощущала себя в финале текста, который подчинил себе реальность. И, возможно, духом места".

Писательница и журналистка из Беларуси заканчивала обучение в арт-колледже и искала заработок. Дело это оказалось непростым, и Таня готова была согласиться уже на любые варианты, когда ее пригласили помочь с упаковкой подарков в элитном свечном бутике, в котором она и проработает с 2019 по 2021 год. Сначала эта работа нашла отражение в блоге в телеграме, где Замировская публиковала свои зарисовки о покупателях. Среди ее собеседников туристы и бездомные, владельцы бизнесов и их ассистенты, городские сумасшедшие и просто случайные прохожие.

Книгу так и хочется растащить на цитаты:

"Во всем, что вы делаете, должен присутствовать Апокалипсис, чтобы, когда он настанет, у него к вам не было вопросов".

"Я поняла, для мужчин кресло - это что-то вроде коробки для котика".

"Надо сказать, если вы гиперответственный невротик вроде меня и вам кажется, что если в случае вашего ухода откуда-то все рухнет, вам не кажется. Если у вас есть смутное ощущение, что вы незаменимы и в случае вашего исчезновения все накроется, - есть вероятность, что вы правы. Но это не значит, что вы всю жизнь должны управлять бутиком из чувства вины и жалости, разумеется".

"Впрочем, мы все всегда застреваем на стадии отрицания. Может быть, где-то там, высоко, на самой верхней полке все-таки стоит наша надежда на хороший светлый год, полный авиаперелетов, концертов, встреч с друзьями. Подайте нам эту коробку, вдруг оно всё там".

"Уклады", "Альпина.Проза"

Дюжина авторов написали истории, которые "рассказывают о человеке внутри одного определенного события или явления", основываясь на своей национальной культуре. Среди авторов много молодежи, а сам сборник - это всегда отличная возможность познакомиться с новым писателем и выбрать кого-то для себя.

Ислам Ханипаев повествует о выборе профессии и даже больше - пути мальчишки из дагестанского села: стать пастухом, как его родня, или влогером, как в его мечтах. Даша Благова пишет о взрослении девочки, погружая читателя в компьютерную игру. Ольга Птицева пакует свою историю в масленичную неделю с ее ряжеными, народными присказками и обжигающими всполохами.

Составителем сборника выступила писательница Евгения Некрасова: "Уклад, по большому счету, это образ жизни. В широком смысле. Мы понимаем это больше как деревенский или крестьянский уклад. Это что-то для большинства из нас и наших семей уже в прошлом, потому что мы уже давно все городские жители и между нами и деревенским прошлым дистанция. Но на самом деле уклад есть и у городских жителей, точно так же как у деревенских".

Сборник выпущен совместно с выставкой "Я иду искать!", которая проходит в Царицыно и посвящена ритуалам, сопровождающим все важные события в жизни человека: младенчество, взросление, первая любовь, поиск своего места в мире, зрелость, старость. Многие из этих тем также нашли отражение в рассказах "Укладов".

"Да, это классическая история о том, как отец готовится передать мне свой бизнес. Он хочет, чтобы я предварительно ощутил, каково это - вычищать калоши от навоза, перед тем как начну заключать контракты с Азербайджаном на сотни тонн нежнейшего мяса.

Если вы спросите меня, то я отвечу, что рановато он занялся расфасовыванием наследства. Ему сорок! Пять лет из которых он неизменно два раза в неделю за ужином объясняет, ответственность каких масштабов мне предстоит взгромоздить на свои плечи. А еще рассказывает, как надоели ему партнеры, налоговики, конкуренты и сотрудники. И это же самое я слушал от него сегодня. В день своего рождения".

Ислам Ханипаев "Меня зовут Ахмад"