Сергей: Для победы нужно сделать все

Сергей: Для победы нужно сделать все
© Российская Газета

Несмотря на свой немолодой возраст, 58-летний сыктывкарец Сергей Ефремов побывал на специальной военной операции дважды. Был ранен. Награжден медалью "За отвагу". Его отец - украинец, родился в Одессе. В Великую Отечественную освобождал Украину от фашистов. И в 2022 году, когда появилась необходимость встать на защиту Родины, Сергей тоже не смог остаться в стороне. Подписал контракт. Возвращение к мирной жизни далось ему нелегко, но он нашел себя в патриотической работе и поддержке семей бойцов, которые остаются на передовой.

Пойти на СВО решил сразу

Сергей Ефремов родился в Печорском районе Республики Коми. Его мама пережила блокаду Ленинграда. После войны, семья переехала в Коми. Жили на небольшой железнодорожной станции.

Сергей отслужил, как и положено, срочную службу в армии. В пору его юности это считалось обязательным. Если человек не пошел в армию, с ним даже разговаривать никто не станет и не сядет за стол, говорит ветеран. Было престижно послужить. И парни бросали учебу, чтобы пойти в армию и "почувствовать себя мужчиной".

С 15 лет Сергей работал на железной дороге и перепробовал множество разных профессий. Много лет прослужил в охранных структурах. До ухода на СВО трудился на деревообрабатывающем предприятии в Сыктывкаре. Решение пойти добровольцем на фронт принял сразу после начала спецоперации - оставаться безучастным не мог. Уже в апреле 2022 года подписал контракт, его взяли в добровольческий батальон "БАРС-10".

Супруга Елена к решению Сергея отнеслась с пониманием. "Она у меня умница, очень хороший человек. Прекрасно понимает, что кроме нас, наверное, больше и некому. Не стала впадать в панику, хотя, конечно, было видно, что переживает за меня", - вспоминает ветеран.

Что его ждет в зоне спецоперации, Сергей не представлял, ведь военного опыта, кроме срочной службы в мирное время, у него не было. Не было и сильного страха, ведь все вокруг сохраняли спокойствие, никто не паниковал. "Такие же, как я - разговаривают, смеются, - рассказывает боец. - Даже в учебке в казачьем лагере не думали, как там будет, сильно ли будут стрелять, будут ли там бомбы разрываться. Просто ходили на стрельбище, тренировались. И поехали на передовую".

В первую командировку попал в Запорожскую область. Стал окопником. Сдерживал натиск врага, помогая штурмовикам удерживать направления и не давая возможности врагу направить больше подкреплений на линию огня.

"Окопники - это целая наука. Окопы надо рыть постоянно. Чем глубже зароешься, тем дольше проживешь. И не просто свой окоп, а чтобы он соединялся с каждой траншеей, с каждым другим окопчиком, чтоб можно было менять положение, переходить на другие места. Каждое утро нужно чистить окоп обязательно или сушить. Там ведь как: на дно окопа кладем туристические коврики, а сверху - спальные мешки. Утром образуется конденсат. Надо сушить. Если этого не сделаешь, потом замерзнешь", - объясняет Сергей.

Прослужил в первый раз недолго. Через полтора месяца получил контузию и попал в госпиталь. Лечился в Севастополе. После выписки до окончания контракта оставалось десять дней, поэтому из госпиталя вернулся сразу домой.

Второй раз ушел на передовую в сентябре, подписал контракт на три месяца. Попал уже на Харьковское направление, где воевала 200-я отдельная гвардейская мотострелковая Печенгская ордена Кутузова бригада. И снова в окопах - по сути, ни одного дня их из окопов не выходили, говорит Сергей. Но на этот раз у него уже был автоматический гранатомет. В наступлении надо отсекать пехоту. За бои на Харьковском направлении герой был удостоен медали "За отвагу". В них же был ранен - признается, что 2 ноября 2023 года как будто родился второй раз. Группу наших бойцов расстрелял вражеский танк - прямой наводкой, так что они даже не поняли, что произошло. Несколько раз отбросило. Сергей увидел раненого сослуживца и попытался вытащить его из-под обстрела. В пылу боя не заметил, что у него самого пробит бушлат - но и только. Чудом он не был ранен и уверен, что спасти его мог только Бог.

Но все же полностью пройти вторую командировку на СВО без ранений не удалось, Сергей получил осколочное ранение в левое бедро. Лечился в Наро-Фоминске. Врачи вытащили осколки, выписали. Уже дома герой стал чувствовать, что у него как будто сердце побаливает. Жене пожаловался, она померяла давление - все в порядке. Но решили все же показаться врачу. Стали проводить исследования и выяснилось, что у Сергея прямо под сердцем застряли маленькие осколочки. А он об этом и не подозревал. Вот они-то и побаливали. После того, как врачи все удалили, проблем со здоровьем у ветерана нет.

Два мира: до и после

Возвращение к мирной жизни для Сергея стало непростым. Слишком большой контраст между тем, что происходит на передовой, и в обычных условиях. Когда вернулся домой, стал по-другому смотреть на мир вокруг, говорит ветеран. Получилось два мира - до и после. Где-то музыка играет, в ресторанах люди сидят, танцуют. Ему поначалу это было непонятно - какие могут быть танцы и развлечения? Но теперь он понимает, что надо жить дальше. Пока идет спецоперация, надо сопереживать и сочувствовать тем, кто находится на фронте, а здесь - быть причастным к общему делу, всё делать для победы.

Некоторые знакомые спрашивали Сергея, зачем он уходит на СВО, ведь "сюда же не прилетит". Но он уверен, что "прилетело" как раз по всей стране, по всем нам, и оставаться в стороне от этого, закрывать глаза на то, что происходит, невозможно.

Адаптироваться к новой жизни Сергею помогла психолог фонда "Защитники Отечества" - говорит о ней с большой благодарностью. Неспешные душевные разговоры со специалистом постепенно вылечили раненую душу, признается герой. Он уверен, что психологическая реабилитация нужна всем ребятам, которые возвращаются с СВО, и не менее важна, чем реабилитация медицинская.

"Мне первое время было тяжело. Идем с женой по городу, где-то хлопушка хлопнула или фейерверк запустили, я вздрагивал. Пытался понять, что именно летит. На спецоперации 125-миллиметровый снаряд где-нибудь метрах в ста взрывается так, что все окна вылетают. У нас бывали случаи, что они падали и ближе. И это крепко засело в голове. Психика на этом зацикливается, все надо корректировать", - рассказывает Сергей.

Так получилось, что два раза на СВО ветеран был с одними и теми же сослуживцами. Двое еще остались там, они помоложе, а один пропал без вести. Возможно, попал в плен. Сейчас его ищут - и с помощью фонда "Защитники Отечества", и через "Красный крест". Это напарник Сергея, все боевые события прошли бок о бок, были все время вдвоем.

"Вот это и есть братство. Даже больше. Там человек как открытая книга. Это здесь можно жить с соседом, дружить с ним лет десять, а потом узнать, какой он на самом деле паршивый человек. А на фронте человека сразу видно. И есть такие, которые действительно как братья. Как мой напарник, пропавший без вести. Самое страшное, когда ты с ним только что говорил, смеялся, а его раз и уже нет. К этому тяжело привыкнуть", - с горечью говорит Сергей.

Вспоминает, что в каком-то фильме слышал слова: страшно не тогда, когда тебя ранили, - просто больно, страшно не тогда, когда тебя убьют, - ты этого не почувствуешь, страшно, когда при тебе других убивают. "Просто золотые слова, правильные", - считает ветеран.

Без веры не будет России

С фондом "Защитники Отечества" Сергей на связи с самого возвращения с СВО. Ему предложили проводить уроки мужества для школьников и студентов, рассказывать ребятам о своем боевом опыте, а также о целях и задачах специальной военной операции. Ветеран считает, что это очень важно - молодое поколение должно знать правду о событиях на передовой от тех, кто там был и знает, что там на самом деле происходит.

Ему понравилось работать с детьми, хотя раньше этим никогда не занимался. Разговаривает со школьниками простым языком, они все понимают, интересуются, спрашивают.

Ходит он и в детский дом. Просто поговорить обо всем - не только о войне, Родине, патриотизме, но и самых простых вещах. Например, о рыбалке своей рассказывал. Сергей считает, что ребенка не обмануть. Дети прекрасно чувствуют, когда человек говорит правду от сердца, а когда нет, поэтому всегда остается честным. По его словам, важно начинать работать именно с маленькими детьми, потому что тех, кому 14-15 лет, переубедить в чем-то сложно. Возраст протестный, у подростков есть свое мнение обо всем. Маленьких же можно воспитывать потихоньку, прививать им правильные ценности. Поэтому важно, что фонд "Защитники Отечества" проводит мероприятия для ребят разных возрастов.

Сергей подчеркивает, что фонд предоставляет много помощи и поддержки, хотя для себя лично он ни о чем не просил. Хоть и с ранениями, но руки и ноги целы. А вот другим ребятам много помогает фонд. И документы выправить, и удостоверение получить. Это важно для тех, кто вернулся со спецоперации. А тем, кто еще продолжает бороться за нашу победу, очень важна поддержка здесь, в тылу.

"Когда я встречаюсь с людьми по заданию фонда "Защитники Отечества", всегда говорю женщинам, женам - никогда не ругайте мужей, если они собрались на войну. Если он решил, все равно уйдет. Отпускайте его с чистым сердцем, ему легче будет. А если вы его будете ругать, отговаривать, то там, в зоне спецоперации, он будет не боец. Надо помнить об этом. Берегите мужа и поддерживайте во всем", - говорит Сергей.

Важное место в жизни бойца занимает вера. Уверен, без нее нельзя. Без веры не будет победы, без веры не будет и России, убежден ветеран.

Говорили с ветераном и о его увлечениях. Они у него, скажем так, экзотические. Очень долго занимался латиноамериканскими танцами. И считает, что это его. Но сейчас ему не до танцев, просто иногда смотрит, как танцуют другие.

А еще у него дома есть настоящая ударная установка. Надевает наушники и играет на барабанах. Специальная сетка натянута и звук не слышен. По крайней мере, соседи не жаловались. Еще одно его необычное увлечение - гравировка на стеклянных чашках, по эскизам.

Как и большинство других героев, Сергей хотел бы вернуться на СВО - к своим, в "БАРС-10". Но признает, что уже не выдержит физически. "Мне 58 лет, а ребятам кому 40, кому 35. Я за ними физически просто не успею. Главное же - не подвести товарища. Из-за меня могут другие погибнуть. В последний мой контракт приходилось все время перебегать поле. Надо это делать быстро, чтобы не засекли и ничего не прилетело. Вот, думаю, я бегу с гранатометом, который весит 15 килограммов. Мне тяжело, запнулся или еще что-то. Конечно, ребята увидят и ко мне кинутся помогать. И могут погибнуть. Вот это меня и останавливает. Нельзя ставить под удар других, надо реально оценивать свои физические возможности, не быть обузой".