150 лет назад появился на свет русский художник Мстислав Добужинский
Сто пятьдесят лет назад, 14 августа 1875 года, в Новгороде появился на свет знаменитый русский художник Мстислав Валерианович Добужинский, в биографии которого и работа первым директором художественного училища в Витебске в 1918-1919 годах.
Знаменитый живописец появился на свет в необычной и очень интересной семейной ситуации. Отец, артиллерийский офицер Валериан Петрович Добужинский, дослужившийся впоследствии до генерал-лейтенанта, происходил из потомственной шляхты бывшего Великого княжества Литовского. Мать, Елизавета Тимофеевна Софийская, родилась в новгородской семье с большими традициями православного священства, в родне был и известный церковный деятель начала XIX века архимандрит Фотий.
У Добужинских было родовое имение Добужи близ нынешнего литовского Паневежиса, но оно было утрачено еще в конце XVIII столетия в малолетстве прадеда художника Осипа Егоровича, а Мстислав Валерианович впервые побывал там уже будучи знаменитым - в 1929 году. В итоге родовитым шляхтичам Добужинским пришлось служить по военному ведомству Российской империи: вслед за прадедом той же дорогой пошел и дед Петр Осипович, а вслед за ним и отец. Валериан Петрович, мать которого Наталья Федоровна Шостак была православной, был по законодательству о разноверных браках крещен в православной вере, и его союзу с дочерью новгородского священника формально ничто не препятствовало.
Препятствие же после рождения Мстислава довольно скоро появилось в виде несовпадения жизненных траекторий супругов. Отец продолжал свою успешную службу в различных гарнизонах европейской части империи, мать же, выпускница Смольного института, под псевдонимом Борецкая стала достаточно известной оперной певицей. В итоге с четырехлетнего возраста Мстислав воспитывался отцом, с матерью отныне он виделся лишь изредка, ее в какой-то мере заменила заботливая няня Мария Осиповна Белякова, о которой художник тепло отзывался в своих ярко и талантливо написанных воспоминаниях, к сожалению, доведенных лишь до начала ХХ века. С отцом у Мстислава на всю жизнь оставались самые добрые и доверительные отношения. Мальчик получил разнообразное и достойное воспитание, при этом его старались не баловать: "Отец старался меня не изнеживать, я спал на твердом сеннике, мылся холодной водой, сам чистил себе сапожки и во всякую погоду ежедневно гулял с няней - зимой в своей шубке с кенгуровым воротником и такой же шапке с наушниками. Но меня не кутали".
С детства и юности у Добужинского было три любимых города: Новгород, где он родился, столичный Санкт-Петербург, где учился в университете на юридическом факультете и стал художником, и Вильно, где окончил гимназию. Мстиславом он был наречен в честь известного новгородского князя: "В Новгороде я жил среди преданий, и назван я был при крещении Мстиславом в честь Мстислава Храброго, святого князя новгородского, жившего в двенадцатом веке". В Вильно, где он жил с отцом с 14-летнего возраста, он погружался и в близкую к этому городу белорусскую среду. Особенно вкусными были большие бублики, привозимые из недальней Сморгони: "Из окружных деревень и местечек наезжали телеги, нагруженные всяким товаром - самодельной глиняной посудой, домоткаными материями, коврами, дорожками и, главное, бубликами и баранками с тмином, маком, "чернушкой" и без всего, которых были целые горы. Наиболее лакомые были аппетитно поджаренные сморгонские бублики - круглые шарики с дырочкой, нанизанные на бечевку, как бусы. Их на базаре покупатели надевали, как бусы, и разгуливали, шлепая по весенним лужам".
Добужинский оформил представления более чем в пятидесяти театрах двадцати стран мира
Более пристальное, хотя и недолгое, знакомство с белорусской землей состоялось уже в начальный период советской власти. В ноябре 1918 года уже известный художник, видный представитель направления "Мира искусства" Добужинский откликнулся на призыв Марка Шагала, который организовывал в Витебске народное художественное училище. Уехать из Петрограда, где в то время было холодно и голодно, в сравнительно благополучный по меркам тогдашней суровой эпохи Витебск было для знаменитого живописца вполне логичным шагом. Тем более что в Витебске еще с 1915 года обосновался по месту службы его любимый отец Валериан Петрович.
20 декабря 1918-го Добужинский был официально утвержден директором училища, располагавшегося в бывшем доме Вишняка на Бухаринской улице в доме 10 (ныне улица Марка Шагала). По отзывам современников, педагогом он был прекрасным, и в Витебске успел начать учить композиции, написанию портретов и натюрмортов, а также рисованию с натуры. Сам художник хорошо запомнил тот зимний Витебск и в 1919-м, а затем и в 1923 году нарисовал с натуры несколько витебских пейзажей, изобразивших плотину и водяную мельницу на реке Витьба, вид от витебской ратуши, лестницу и местный цирк.
Подробных свидетельств о пребывании Добужинского в Витебске, к сожалению, не сохранилось. 28 января 1919 года он принял участие в торжественном открытии руководимого им училища, имеются документальные свидетельства о том, как он заседал в жюри конкурса вывесок для витебских школ и создал сценическое оформление в витебском театре в память об убитом 15 января 1919 года германском революционере Карле Либкнехте. Последнее обстоятельство особенно значимо: Мстислав Валерианович был всемирно известным театральным художником, оформившим представления более чем в пятидесяти театрах двадцати стран мира.
Директорство Добужинского в Витебске продолжалось до 15 марта 1919 года, его на посту руководителя училища сменил Шагал. Причиной отъезда стало то, что семья Добужинского оставалась в Петрограде, и помогать ей из Витебска в условиях Гражданской войны было весьма затруднительно...