Вологодские кружева «сухого закона»: водка – туристам, а местным жителям – табуретовка
Губернатор Вологодской области ввёл «полусухой» закон: спиртное продаётся в течение только двух часов – с 12.00 до 14.00. Закрыты многие магазины, где продавался алкоголь.
У многих слова «сухой закон» все еще ассоциируются с 1920-ми – началом 1930-х годов в США. Кстати, кинофильм «В джазе только девушки» основан на реальных событиях. Спиртное продавали как минимум в десятках похоронных бюро. Расстрел конкурентов из пистолетов-пулемётов Томсона произошёл 14 февраля 1929 г. в гараже в Чикаго.
Мафия была в США и до 1920-го, но сухой закон сделал её великой. Кстати, всё время его действия свыше 80% конгрессменов и сенаторов регулярно потребляли спиртное. Российские правители тоже периодически впадали в соблазн ввести сухой закон, дабы свалить на Бахуса ответственность за свои просчёты. Так, при Николае II царские министры и лакействующая интеллигенция винили во всех бедах не сословную самодержавную власть, а пьянство населения.
Это остроумно высмеял ещё Суворов. Павел I отправил полководца встречать второе лицо в империи – графа Кутайсова. Екатерина II подарила цесаревичу Павлу «для утех» маленького турчонка. Вступив на престол, Павел сделал его графом Кутайсовым. Увидев новоиспечённого графа, Суворов позвал денщика Прошку и начал распекать его за пьянство: «Вон турка тоже был лакеем, но не пил, и графом стал! А ты, Прошка – пьяница, лакеем и помрёшь!»
Между прочим, к 1894 г., времени вступления Николая II на престол, Россия занимала 10-е (!) место в Европе по потреблению спиртного на душу населения. Расчёт вёлся на напитки, содержащие 50% спирта. Так, в Дании «душа» за год выпивала 15 литров, а в России – всего 4,68 литра.
Мало кто знает, что в 1914-м сухой закон был введён в России по инициативе Григория Ефимовича Распутина. Он вместе с банкиром Игнатием Манусом решил свалить министра финансов Владимира Коковцева. Тот был принципиальным сторонником казённой монополии на продажу водки, дававшей 26% дохода казне. Кроме того, Коковцев был ярым противником войны с Германией. Он написал царю меморандум – «Война закончится поражением и приведёт к падению династии».
Коковцев был смещён и заменён Петром Барком, который надеялся доходы от винной монополии заменить увеличением косвенных налогов.
Царь начал войну, дабы защитить славян от злых немцев, и через 10 месяцев объявил войну «братушкам» болгарам. Николай II ввёл сухой закон и был уверен, что весь народ, как один, начнёт тотальную борьбу с «кузеном Вилли» и проказником Бахусом.
Надо ли говорить, что сухой закон был направлен исключительно против бедняков и среднего класса. Царь, Распутин, министры и капиталисты продолжали пить не меньше, а больше. К примеру, на встречу нового 1916 г. Совет старейшин московского купечества заказал в ресторане 400 бутылок шампанского, 400 бутылок вин и 100 бутылок коньяка. Таким образом сухой закон стал ещё одним элементом социального расизма.
Лакействующая интеллигенция с восторгом приняла сухой закон и подымала бокалы за царя-батюшку и победу над супостатами.
Народ поначалу не бунтовал, но пить не бросил. Правда, вместо водки пили всё, что попало. Врачи выписывали среднему классу рецепты на спирт для употребления в лечебных целях. Огромное распространение получили спиртосодержащие лосьоны. Так, лосьон «Чистый люкс» Бобруйского завода содержал 75% этилового спирта.
В июне 1915 г. в Петрограде ввели запрет на продажу в выходные и праздничные дни… денатурата.
В 1900-м царские войска оккупировали всю Маньчжурию, которую стали полуофициально называть Желтороссией. В 1905-м японцы оставили Николаю только половину ее территории. Там стояли русские войска, но формально Желтороссия не входила в состав империи, и, соответственно, там не действовал сухой закон.
Запрет на торговлю водкой создал на Дальнем Востоке огромные ножницы цен: если в пределах Маньчжурии ведро водки стоило 7 руб., то в Забайкальской области уже 60, а в Иркутске – 80. И чем дальше на запад, тем дороже, до 100 и более рублей.
Только один Харбинский винокуренный завод производил 11 млн литров водки в год, по 113 литров на каждого жителя города, включая младенцев.
А русские пейзане повсеместно гнали самогон. Сахар быстро исчез с прилавков, но его заменили пшеница, свёкла, картофель и др. Царское правительство ввело «твёрдые» цены на пшеницу, а рубль упал в несколько раз. В итоге крестьянам предлагали сдавать хлеб почти даром.
Естественно, крестьяне резко уменьшили продажу хлеба. Пшеница шла на самогон, корм скоту или в схроны. Кстати, при грамотном хранении пшеница не гнила 7-10 лет.
За один месяц 1916 г. в Моршанском уезде акцизные чиновники завели 600 дел о самогоноварении и изъяли 200 самогонных аппаратов. Но крестьяне стали не пускать в деревни и даже бить оных чиновников.
В 1916-м в России была введена продразвёрстка. Но из-за некомпетентности чиновников, а главное, сопротивления крестьянства, она провалилась. В Петрограде, Москве и других крупных городах возникли хвосты (очереди) за хлебом.
В январе 1917-го Николай II подписал указ о создании Евфратского (!) казачьего войска. Но солдатам, рабочим и крестьянам нужен был не Царьград, а хлеб и водка.
Антиалкогольная компания Горбачёва хорошо известна. Сам пивал в кафе коньяк из чайного стакана, помешивая ложечкой. А также водку из бутылок «Боржоми» и т.д. Забавлялся, глядя на беременных дам, рвущихся без очереди за спиртным. Недалеко от моего дома в винном магазине насмерть затоптали милиционера.
Бывший первый зампредседателя КГБ СССР Виктор Грушко в воспоминаниях «Судьба разведчика» писал: «…мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения».
Экс-советник Горбачёва Георгий Шахназаров утверждал, что «антиалкогольная кампания обошлась стране в 100 миллиардов рублей».
В начале августа 2025-го, вояжируя на теплоходе, я посетил несколько населённых пунктов Вологодской области. В селе Горицы в 6 часов вечера купил две бутылки водки в сувенирном магазине. В соседнем ларьке продавец утверждала, что их «полусухой» закон не коснулся – «как гнали табуретовку, так и гоним».
На экскурсии в центре Вытегры в 2:00 пополудни мне встретилось несколько компаний из двух-трёх подвыпивших мужчин. Это были законопослушные вытегорцы, которые по указу губернатора брали водку не после работы, а во время обеда и тут же её потребляли.
В продуктовом магазине в Вытегре в 17.00 приобрёл бутылку кедровой водки с наценкой всего в 30 рублей. В общем, в Вологодской губернии всё тихо и благопристойно… пока.
История показывает, что ни царям, ни президентам, ни губернаторам никогда не удавалось победить Бахуса, а все борцы с ним оказывались в помойной яме истории, а то и в подвале купца Ипатьева.
Победить Бахуса могут только наркотики. Не дай Бог!