Первые русские появились на Аляске при царе Алексее Михайловиче
Аляска - это сердце Русской Америки, неразрывно связанное с именами великих русских путешественников, первопроходцев, исследователей.
Первые появления наших соотечественников у берегов Северной Америки относятся еще к правлению царя Алексея Михайловича. Это были походы за море Семена Дежнева, прошедшего пролив, позднее названный Беринговым, в 1648 году. Начало же планомерного освоения Северо-Американского континента, рождение "Русской Америки" - это XVIII век. Сама Аляска была открыта Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова в июле 1741 года. Хотя еще в 1732 году русские мореплаватели Иван Федоров и Михаил Гвоздев, на судне "Святой Гавриил" открыли эту часть "Большой земли". То, что сейчас, благодаря Джеймсу Куку, именуют мысом Принца Уэльского на Аляске, это на самом деле Мыс Гвоздева, открытый русским первопроходцем… Усилиями Северо-Восточной компании, торговавшей вдоль берегов Охотского моря и Камчатки, начинается заселение Аляски русскими колонистами, шедшими за мехом и торговавшими с местным населением. В этом отношении, освоение Аляски стало крайней точкой русской экспансии, начавшейся еще в средние века, когда ушкуйники Новгородской республики, шедшие "за соболем", осваивали просторы вплоть до Урала и Белого моря. В 1799 году, указом Павла I, была создана Российско-Американская компания, в ведении которой и находились русские поселения.
Аляска также связана с именами русских миссионеров-просветителей и святых. По-моему, крайне символичным является то, что наш Верховный главнокомандующий дал последний знаковый комментарий перед полетом на Аляску на Валааме. Почему? Потому что Валаам и Аляска неразрывно связаны между собой благодаря русским миссиям. На заре 1790-х годов глава Северо-Восточной (будущей Российско-Американской) компании Григорий Шелихов обратился к императрице Екатерине II с просьбой предоставить нескольких клириков для окормления русских переселенцев. Их дорожные расходы он обещал взять на себя. Только вот эти дорожные расходы заключались в покупке сапог, так как большую часть пути монахи вынуждены были проделать пешком. От берегов Валаама до Охотского моря, где эти монахи-подвижники сели на корабль, который и отплыл к берегам Аляски.
В числе этих пяти клириков был и будущий святой Герман Аляскинский, который стал первым апостолом и проповедником Православия на Северо-Американском континенте. И на Алеутских островах, на Еловом острове (или Spruce Island) он создал скит, ставший Новым Валаамом. Кстати, сам остров был официально так переименован - в Новый Валаам бароном - Фердинандом Врангелем, последним губернатором русской Америки.
Будущий митрополит Московский, святитель Иннокентий Вениаминов служил на протяжении многих лет на Аляске, просвещая алеутов, тлинкитов, инуитов. Именно благодаря святителю Иннокентию и его последователям, благодаря гению русских просветителей у коренных народов Аляски появилась своя письменность. Святитель Иннокентий собственноручно создал азбуку для алеутов. Один из его предшественников - иеромонах Гедеон Федотов - еще на заре XIX века начал переводить на "кадьякский язык" первые молитвы, благодаря чему собственная письменность появилась у народа алютиков. Русские дали коренным народам этой части Северной Америки не только свет Православия, но ключевой дар - фиксировать родной язык - что позволило им остаться собой, сохранить свою историю и идентичность, когда история "Русской Америки" подошла к концу и на эту землю пришла волна американской колонизации (не оставившая и следа от самобытности многих народов). В 1994 году посреди Анкориджа был возведен кафедральный православный собор, освященный в честь Св. Иннокентия - митрополита Московского, просветителя народов Америки и Сибири. Само освящение было приурочено к 200-летию Русской миссии, наследие которой свято берегут как потомки русских переселенцев, так и коренные народы этого края.
Миссионерские путешествия по Алеутским островам и берегам Аляски совершал, на заре XX века, и святитель Тихон Беллавин, будущий Патриарх Московский, тогда - епископ Северо-Американский. И это было важнейшим "возвращением" России на Аляску, первым появлением русского архиерея на землях, проданных США еще в 1867 году. И здесь тоже символично, что наш президент едет на Аляску, по стопам Святейшего патриарха Тихона, в год, когда Церковь вспоминает столетие с момента его преставления.
История Аляски немыслима без имен исследователей и первопроходцев (Беринга, Гвоздева, Шелихова, Рязанова, Врангеля), без великих русских просветителей и святых - Германа Аляскинского, святителей московских Иннокентия и Тихона, плеяды наших миссионеров. И это важнейшее напоминание о русском присутствии и русском наследии, которое невозможно искоренить.