18 августа 1933 года состоялся первый авиационный парад в честь Дня воздушного флота СССР

В 1933 году постановлением Совета народных комиссаров была назначена новая дата празднования Всесоюзного дня авиации (Дня воздушного флота СССР). Следует отметить, что аналогичный праздник был учрежден императором Николаем II, а в 1924 году эту традицию продолжил военачальник Михаил Фрунзе.

18 августа 1933 года состоялся первый авиационный парад в честь Дня воздушного флота СССР
© Российская Газета

Но первый "законный" парад с воздухоплавательной частью был проведен именно 18 августа 1933 года.

Спустя год к этому празднику готовились основательно. Был выпущен буклет с программой празднования "дня авиации" тиражом 10 тыс. экземпляров в 1-й Образцовой типографии ОГИЗа РСФСР треста "Полиграфкнига" в Москве. Рассылались приглашения, собирались зрители. Активно работала пресса и радио!

На базе центрального Аэроклуба, что в Тушино развернулось масштабное действо, это был выпуск сферических аэростатов, полет пяти связанных самолетов "У-2", посадка со штопора на самолете. Полет связанной пятерки истребителей ВВС РККА высший пилотаж, бомбометание, воздушный бой, парашютизм и многое другое.

Благодаря рекламному буклету его оригинальный экземпляр хранится в музее университета, история сохранила фамилии и фотографии известных летчиков-участников демонстрационных полетов. Я задался целью проследить судьбу этих героических людей, опытнейших воздухоплавателей того времени.

К слову, именно из этих летчиков будет составлена знаменитая "Красная пятерка", продемонстрировавшая пилотажное искусство, пройдя на бреющем полете 1 мая 1935 года над Красной площадью на самолетах И-16, правда, с американскими двигателями мощностью 710 л.с.

Вот военные летчики связанной пятерки истребителей:

Виктор Евсеев, старший лейтенант, летчик-испытатель, инструктор-парашютист. На истребителе И-15 достиг высоты 12 020 метров, выполняя прыжок с высоты 7200 метров. Погиб 11 августа 1937 года при выполнении полета на И-16. Пилот "Красной пятерки".

Владимир Коккинаки, летчик-испытатель. Именно он возглавит "Красную пятерку", пролетавшую на малой высоте над Красной площадью. Установил несколько авиационных рекордов. Генерал-майор. Дважды герой Советского Союза. Он занимался организацией перегонки самолетов из США в СССР в 1942-45 гг. Скончался в 1985 году.

Василий Степанчонок, летчик-испытатель. Участник пилотажной группы "Красная пятерка". Демонстрировал высший класс пилотирования в загранкомандировках в Бельгии, Англии, Франции, США. Полковник Степанчонок погиб 5 апреля 1943 года в испытательном полете, пилотируя И-185.

Владимир Шевченко, летчик-испытатель. Участник пилотажной группы "Красная пятерка". В одном из испытательных полетов попал в аварию, сломал ноги и повредил позвоночник. Вылечившись, добился права летать. Ушел из жизни в 1996 году. Ветеран Великой Отечественной войны, майор.

Степан Супрун, летчик-испытатель. Участник национально-освободительной войны в Китае. Дважды герой Советского Союза. В Великой Отечественной командир 401 истребительного полка особого назначения. Погиб подполковник Супрун 4 июля 1941 года.

Одним из ярких элементов авиационного праздника 1934 года стал показ новых самолетов и сравнительный показ самолетов-истребителей. В нем участвовал летчик-испытатель Константин Попов, освоивший несколько типов новых самолетов того времени. Погиб 30 ноября 1936 года при испытании.

Сергей Корзинщиков, летчик-испытатель, пилот-инструктор. Пилотировал новые образцы военных самолетов. Погиб 30 августа 1943 года во время вынужденной посадки самолета ЯК-75.

Легендарный Валерий Чкалов - Герой Советского Союза - тоже принимал участие в этом грандиозном, для 1934 года, авиашоу. Погибнет он в 1938 году 15 декабря, испытывая новый истребитель И-180...

Сейчас имя Валерия Павловича Чкалова носит один из филиалов Московского государственного технического университета гражданской авиации университета - Егорьевский авиационный технический колледж. В свое время это была теоретическая школа авиации Рабоче-крестьянского воздушного флота РСФСР. К слову, ее успешно закончили несколько участников этого знаменитого праздника.

Отделением парашютизма руководил Павел Гроховский. С 1928 года по 38 год он получил 50 авторских свидетельств в области авиации и парашютизма. Его идеи и разработки способствовали зарождению Воздушно-Десантных войск СССР. Арестован 5 ноября 1942 года. ОСО НКВД приговорен к расстрелу…

Нельзя пройти мимо участника в празднике летчика-испытателя Дмитрия Кошица. Именно он работал в составе группы организаторов. Давал все пояснения по ходу празднования. Участник Гражданской, Финской и Великой Отечественной войн. В ноябре 1942 года подполковник Кошиц - один из руководителей операции "Антифриз". Группа планеристов доставила "незамерзайку" из Подмосковья в механизированные соединения под Сталинградом, обеспечив успех контрнаступления. 9 июня 1943 года он погибнет, разбившись на планере.

Так эти бесстрашные и самоотверженные люди, сегодня ставшие легендой, внесли неоценимый вклад в дело развития авиации страны, которая смогла победить в Великой Отечественной войне с фашизмом, разгромить милитаристскую Японию, нанести поражение ВВС агрессора в корейском конфликте и войне во Вьетнаме...

Разумеется, это лишь малая толика интереснейшей информации скрытой в скромном буклете, посвященном празднованию Дня авиации 18 августа 1934 года.