Космические братья и символы Серебряного века
У Блока и Белого и впрямь удивительно много общего. Они родились почти одновременно, осенью 1880 года, с разницей всего в месяц (Белый — 26 октября, Блок — 28 ноября). Оба они происходили из интеллигентных, профессорских семей. Оба они почти одновременно пришли в литературу, громко заявив о себе на поэтическом поприще. Оба относились к ведущим представителям символистской поэзии, внеся немалый вклад в теоретическую разработку этого необыкновенно популярного в начале XX века литературного течения. Оба были дружны с семейством Соловьёвых , давшим России великого историка, не менее великого философа и самобытного поэта, и через которое они познакомились друг с другом. Оба любили Россию, воспевали её в своих стихах и много размышляли о её судьбе. Оба мыслили космическими категориями и масштабами, искали вечную гармонию и блуждали мысленно по бесконечности Вселенной. Наконец, оба обрели свой идеал в одной женщине, из-за которой чуть было не рассорились навсегда и даже едва не стрелялись на дуэли. Михаил Соловьев и Андрей Белый. Фото: alt.livelib.ru Серебряный век, продолжавшийся примерно 25-30 лет, занимает особое место в духовной и культурной истории России. Это был блистательный русский Ренессанс, большой русский подъём. Крест на нём поставили революция и Гражданская война, а финальной точкой стала кончина Блока в 1921 году. Это было время творческих экспериментов и поиска, время ярких, неординарных личностей, время, когда раздвигались прежние границы и открывались новые горизонты. Уже позже, post factum, этот необычайный по силе культурный всплеск воспринимался как последние всполохи старого мира, всего прежнего уклада российской (да и не только российской) жизни, который стремительно уходил в прошлое. К слову, в первые годы XX века в разных частях России и многих других странах мира наблюдалось необычное природное явление – красное свечение неба. Оно имело вполне материальное физическое объяснение в виде извержений вулканов в разных местах Земли, но в России многие, и в том числе творческие люди, воспринимали это явление как знак грядущих бедствий и потрясений. Известно, что красные зори довольно сильно впечатлили и Андрея Белого . Александр Блок. Фото: Википедия Вообще, если о Блоке мы на массовом уровне знаем очень много, да и с его творчеством хотя бы на каком-то уровне знакомы почти все, то с Белым в этом смысле ситуация куда хуже. И это при том, что уже при жизни его называли "звёздным гением" . Кроме того, современники характеризовали его такими эпитетами, как "инопланетный гастролёр", "собиратель пространства", "абсолютная безбрежность", "поток вне берегов", "он всегда говорит для Вселенной и вечности" . Если говорить об отношениях Бориса Бугаева (настоящее имя Белого) с Блоком, то в разные периоды они складывались по-разному. До определённого момента они были более чем тёплыми и дружескими – в письмах и стихах они называли друг друга "Брат", делились сокровенными мыслями и переживаниями. Но затем в дело вмешалась женщина, а точнее – Люба Менделеева, жена Блока и возлюбленная Белого. Об этой коллизии, которую очень грубо можно назвать любовным треугольником, или, по-французски, l’amour a trois, в разного рода беллетристике написано много. В том числе, кстати, и самими её участниками. Касаться альковных подробностей особого желания нет, здесь важнее другое – и для Блока, и для Белого Любовь Менделеева была Прекрасной Дамой, воплощением высшего идеала, предметом поклонения и поэтического воспевания. На первом плане в данном случае были не плотские земные чувства, а космическое, глобальное измерение. Это весьма характерно для творческих людей Серебряного века, которые мыслили и чувствовали не так, как представители других эпох. Фото: © Коллаж АиФ И Блок, и Белый был не просто блестящими поэтами. Они были гениями в подлинном смысле этого слова. Гений – это человек, создающий то, что переживает его земное бытие. Человеческая жизнь коротка и конечна, а подлинное искусство живёт вечно. Об этом знали ещё древние: vita homae brevis, sed ars aeterna . Кстати, ещё из общего между ними. Оба поэта приняли революцию и сотрудничали с большевиками, но, будучи порождениями старой России и её культуры, в новой, красной России по существу так и остались чужими, "не нашими", говоря словами Сталина о Булгакове. И всё лучшее, что было ими написано, создано именно в той, старой России. И именно это лучшее мы помним и любим до сих пор.