Китайские батареи перестали бояться ударов и холода
Их новый литий-металлический аккумулятор с плотностью энергии 600 Вт·ч/кг — это не просто улучшение, а технологический подкоп под всю индустрию. Для сравнения, лучшие батареи Tesla выдают около 300 Вт·ч/кг, а BYD Blade и вовсе скромные 150. То есть китайская разработка либо вдвое, либо вчетверо круче того, что сейчас считается передовым. И да, это не лабораторная причуда — пилотная линия по производству уже запущена.
Как они это сделали? И почему раньше не получалось?
Литий-металлические батареи — это давняя мечта инженеров, но с неприятным подвохом. Они либо взрываются, либо быстро деградируют, либо отказываются работать на морозе. Проблема в электролите — той самой жиже, через которую бегают ионы лития. Обычно он капризный: чуть перегрелся — вспыхнул, чуть остыл — замерз, чуть ткнули гвоздем — короткое замыкание и фейерверк.
Китайские ученые подошли к делу с фантазией. Они разорвали шаблоны (в прямом смысле), изменив структуру взаимодействия ионов лития с электролитом. Вместо жесткой схемы «один ион — одна молекула растворителя» они создали более гибкую систему, где ионы ведут себя свободнее, почти как в хорошем коворкинге.
Также, они привлекли искусственный интеллект, чтобы перебрать тысячи комбинаций солей и растворителей. И в довершение добавили фтор — не потому, что это модно, а потому что он резко повышает термическую стабильность. В итоге получился электролит, который не боится ни огня, ни мороза, ни даже грубого механического воздействия.
Электромобили с такой батареей смогут проезжать в разы больше без подзарядки. Боязнь больших расстояний, этот последний оплот скептиков, наконец-то отправится в утиль, а дроны и электрическая авиация получат мощный толчок — испытания уже показали почти трехкратное увеличение времени полета.
Однако при всех плюсах нового изобретения, существуют и ограничения в технологии. Пока что батарея выдерживает всего 90 циклов зарядки, что для массового рынка маловато. Tesla, например, гарантирует тысячи. Однако если китайцы доведут технологию до ума, это будет не эволюция, а революция.
Китайский план: не догонять, а перегнать
Пекин поставил цель достичь 400 Вт·ч/кг к 2025 году в рамках программы «Сделано в Китае». Но ученые, видимо, решили не ждать и сразу перепрыгнуть планку. Если технологию удастся масштабировать, зависимость Китая от западных патентов в этой сфере резко уменьшится.
А пока автопроизводители во всем мире нервно курят в сторонке. Ведь если китайцы действительно запустят такие батареи в серию, правила игры изменятся навсегда. И тогда вопрос будет не в том, «а хватит ли заряда до дома», а в том, не пора ли уже, наконец, остановиться и просто поспать.