Человек, который "ждал перемен". 35 лет без Виктора Цоя

Как известно, судьба каждого человека складывается из перипетий его личной судьбы и событий глобально-исторического масштаба той эпохи, в которой ему выпало жить. Цою в известном смысле повезло – его молодость пришлась на период гласности и перестройки, когда открылись невиданные доселе возможности для всяческого самовыражения и проявления своего потенциала в самых различных областях. Конечно, не все, но многие этим окном возможностей воспользовались. В том числе, естественно, люди искусства. Есть расхожее определение: искусство – это мышление в образах. Если максимально просто, то это означает, что человек, обладающий творческим мышлением, преобразует реалии окружающей действительности в образы, которые затем ретранслирует тем или иным образом – в стихах, музыке, живописи и т.д. Каждый художник (в широком смысле этого слова) существует в определённых бытовых и политических реалиях, весьма часто находящих нетривиальное отображение в его творчестве. В этом контексте вспоминаются Ильф и Петров, Булгаков, да и вообще советская литература 1920-30-х годов. В стихах и музыке мы это получили, скажем, в виде Янки Дягилевой , Егора Летова , Александра Башлачёва , Бориса Рыжего и многих других, творивших уже на излёте Советского Союза. Но лично для меня в первую очередь в виде Цоя. Виктор Цой был одним из представителей молодого неформального Ленинграда, который при советской власти был обречён на андеграунд и безвестность, но горбачёвская перестройка дала таким необыкновенно одарённым людям шанс проявить себя, результатом чего стали песни, которые мы слушаем и напеваем уже сорок лет. Могила Цоя в день его похорон. Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын Те песни не устарели до сих пор. Понятно, что мир сейчас совсем другой, и тот политический контекст навсегда стал частью истории. Но ведь песни Цоя не только и не столько про политику, общественные и государственные процессы, но в большей степени про жизнь в её микроизмерении и локальном масштабе. Скажем, вопреки массовому заблуждению, "Перемен" – это не гимн политическим переменам в стране, а про перемены внутри отдельно взятого человека. Это ведь очень давняя дискуссия, идущая ещё из XIX века, на предмет того, что первично – общественные преобразования или изменение природы человека, его мировоззрения. Канонически Цой воспринимается как глашатай и провозвестник свободы. Большую роль в этом сыграла и песня "Перемен", и весь его внешний образ, и то, что само его появление в публичном пространстве стало реальным благодаря трансформации общественной атмосферы в СССР. Но, опять же, на самом деле Цой совсем не про политику, а про вечные ценности, которые, как представляется, имеют гораздо большее значение. В чём секрет популярности песен Цоя, большинство из которых весьма просты в плане лирики (но не в плане заложенных в них смыслов), да и самого Виктора? С одной стороны, он был типичным героем своего времени, и в нынешних реалиях его представить довольно трудно. Его песни попали в самый нерв общественных ожиданий и настроений, он пел о том, о чём думало огромное число людей вы те годы. Но с другой, песни Цоя отнюдь не носят сугубо остроактуальный характер. Они не про насущное, а про вечное. В этом, собственно, и заключается признак подлинного искусства. Когда произошла трагедия, мне не исполнилось ещё и двух месяцев. Но, вместе с тем, я могу назвать себя человеком, выросшим на песнях Цоя, и на меня эти песни очень сильно повлияли. Думается, то же самое про себя могут сказать десятки миллионов людей со всего бывшего СССР, невзирая на все события, случившиеся за последние 35 лет.

Человек, который "ждал перемен". 35 лет без Виктора Цоя
© Ревизор.ru