Создатели лыж и трех алфавитов: самые интересные факты о Республике Коми
История народа коми Название народа коми происходит от реки Камы, на берегах которой он проживает уже многие сотни лет. Историки полагают, что предки коми разводили здесь скот еще в III тысячелетии до нашей эры. Коми принадлежат к финно-угорской группе народов, ближайшими родственниками их являются венгры, эстонцы, карелы, саамы и финны. Сами коми считают своими предками легендарный народ чудь и ведут происхождение от четырех богатырей со странными именами: Юкся, Пукся, Чадзь и Бач. Согласно преданиям, они положили начало народу, а когда в эти края в XV веке пришло христианство, чудь ушла под землю и превратилась в таинственную «чудь белоглазую», которая, как говорят, до сих пор обитает в недрах глухих районов Республики Коми. Изобретатели лыж Земля коми – родина лыж. Именно в Коми, возле Синдоросского озера, в Первом Виссском торфянике, археологи обнаружили обломок лыжи, возраст которой составляет не менее 8000 лет. Это было настоящее произведение искусства – загнутый конец венчала искусно вырезанная голова лося. У каждого охотника-коми было две пары лыж: охотничьи лямпы – широкие, обитые с нижней стороны камусом – мехом лося или северного оленя, которые надевали только в холода, и голицы, или лызи (лыжи), которые смазывали жиром и на которых передвигались в оттепель. Лыжи делали из ели или березы, а при ходьбе отталкивались посохом, который назывался «койбедь»; с одной стороны он был в форме лопатки, а с другой заточен, как копье. Сейчас в республике проводят соревнования по бегу на лямпах, которые так и называются – Лямпиада. Пиво с пряниками Многие русские блюда пришли к нам из кухни коми, например пельмени («пельняни» – «пель» – ухо и «нянь» – хлеб). Более того, обычай делать «счастливый» пельмень, то есть при лепке класть в один из пельменей сюрприз, пошел именно от коми. От коми пришли такие исконно русские блюда, как «ыроша кушман» (редька с квасом), «моркова кушман» (редька с морковью), «сола тшак» (грибы соленые со сметаной), «пражитом чери» (запеченный язь), «картупеля нянь» (картофельные шаньги). Однако есть ряд блюд, которые прижились только у коми, например, «сур» – домашнее пиво, сусло для которого готовят в печи, заквашивают его маевом и выстаивают 9 часов. На основе «сура» готовят пряник-сур: крошат в пиво пряники и угощают гостя. А еще коми едят пистики (молодые побеги хвоща), сныть, пикан или пучку (сибирский борщевик) и другие таежные «деликатесы» – их варят, тушат и используют как начинки для выпечки. Выпускали кровь быков в воду Современные коми исповедуют православие и старообрядчество, а раньше были язычниками, поклонялись деревьям (елям и березам) и животным – медведям и уткам. Представители этого народа запросто могли хранить когти и клыки медведя на полке с иконами. Даже в XX веке в селах коми были священные рощи, которые не позволялось рубить. Некоторые обряды у коми остались с языческих времен; один из таких праздников назывался «Забейбыка» – в этот день приносили в жертву быков, выпуская кровь в водоемы и тем самым задабривая богов. Леший в мифологии коми не просто дух леса, это чудовище, громадное, обросшее шерстью и обладающее колоссальной силой. Оно похищает заблудившихся женщин, уносит скот, ворует детей, но его можно выследить и убить. Зовут лешего Яг Морт, иногда он обращается в человека, но тогда в нем обязательно что-либо неправильное: например, одежда надета наизнанку. Глаза лешего светятся зеленым, в руках он носит посох, а когда обходит владения, то деревья скрипят и расступаются от ветра. Верили коми и в Золотую бабу – идола, которому поклонялись в древние времена, среди поклонников которой вел свои проповеди миссионер Св. Стефан Великопермский, который однажды пришел в ярость и сокрушил языческие кумирни топором. В последний раз культ бабы упоминается в 1933 году у хантов, которые поклонялись ей на реке Казым и перестреляли отряд чекистов, направленный к ним для «искоренения мракобесия». Отношение к родам и женщинам В традиционной культуре коми существовали особые представления о женщинах, родах и связи с потусторонним миром. У коми рожениц не оставляли в доме. Их отводили в хлев или баню, где они оставались до тех пор, пока у новорожденного не отпадала пуповина, так как в этот период женщина считалась «нечистой». Именно от коми берет начало обычай завешивать зеркала в доме умершего. Коми закрывали все отражающие поверхности, возможно, из-за поверья о двух душах: светлая после смерти отправляется на небо, а темная продолжает жить в могиле и может являться живым. Коми верили в «шеву» – магическую порчу, передающуюся с помощью мельчайших червячков, мотыльков или тараканов. Согласно верованиям, эта порча могла вырасти в человеке или животном до размеров черной кошки (по данным А. Сидорова в «Знахарстве, колдовстве и порче у народа коми»). Животные, подверженные порче, переставали узнавать хозяев, женщины начинали курить, становились ведьмами, а мужчины заболевали и сходили с ума. Считалось, что человек не может умереть, пока внутри него «шева». Он страдал и вынужден был обращаться к колдуну для извлечения порчи. Вера в «шеву» была настолько сильна, что в 1918 году в селении Черныба крестьяне пожаловались военным на односельчанку, наводящую порчу, и те, придя к ней домой, стащили ее с кровати и тут же застрелили. В Павелицкой волости женщина была осуждена на три года за колдовство. Три азбуки Древние коми использовали руны для письма, называя их «пасы». Руны вырезались на дощечках. Первую азбуку для коми создал Стефан Великопермский, взяв за основу кириллицу (по данным В. Лыткина в «Древнепермском языке»), однако она не прижилась и была вытеснена письменностью на основе русского алфавита. С 1920 года стали использовать алфавит, разработанный лингвистом Василием Молодцовым, а в 1930 году была предпринята попытка перевести языки коми на латиницу, но вскоре вернулись к алфавиту Молодцова. Местный язык часто кажется приезжим забавным, а коми, в свою очередь, потешаются над гостями, предлагая им произнести сложные или вычурные слова, например, «ошкамошка» (радуга), «ывлавыв» (улица), «пуксьы да ваксьы» (приглашение к столу), «пукала да серала» (сижу и смеюсь), «гуга-бана» (шиворот-навыворот) или «аддзысьлытодз» (до свидания). Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина