Одна нить от рождения до смерти. Как в Дагестане возрождают забытое искусство усишинской вышивки
Полотно-оберег
Усиша — крупный населенный пункт в Акушинском районе Дагестана. Рядом с ним есть небольшое поселение — Зилмук, когда-то сюда переселилась часть усишинцев для защиты границ села от набегов соседей. На протяжении нескольких сотен лет женщины этих двух поселений вышивали особые ритуальные покрывала. Времени и сил тратили немало: хлопковые полотна были большими по размеру, а использовались они всего два раза в жизни.
— Такие покрывала каждая девушка вышивала для себя. Когда выходила замуж, его клали ей на голову в сложенном виде. Входя в новый дом, девушка передавала покрывало свекрови, оно хранилось в сундуке. Больше его не доставали до самой смерти хозяйки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева, заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем.
После смерти тело оборачивали в вышитое полотно, а потом только в саван. Считалось, что все изображенные на ткани символы во время свадьбы должны были уберечь новобрачную от сглаза, а после смерти хозяйки облегчить ее переход в мир иной.
— Эти вышивки идут еще из доисламских времен. Солярные знаки, свастика, лабиринты, древо жизни, мать-богиня, всадник, узор пейсли, или турецкий огурец, — каждый человек вносил что-то свое. На вышивке изображен желаемый жизненный путь, — поясняет Мирзаева.
Магические знаки
От более известной кайтагской вышивки усишинская отличается по многим признакам. Например, фоном. На ярких кайтагских полотнищах мастерицы вышивали красочные узоры или сказочных существ шелковыми нитями. Фон усишинской — только белый.
— Вышивки отличаются и размерами. Кайтагская — 50−70 на 100−110 см. Усишинская была больше: метр на три метра или два на два. Кайтагские вышивки тоже доставали только по важному поводу: укрывали люльку новорожденного, заворачивали в них подарки невесте, клали на лицо умершему. Но эти вышивки делали каждому члену семьи — мужчине, и передавались они по мужской линии, — говорит Мирзаева.
Отличаются и узоры. Усишинская вышивка состоит из четкого графического рисунка с зооморфными и антропоморфными элементами. Символику удалось расшифровать лишь частично. Например, черные клетки, заполненные цветными нитями, — это окна в загробный мир, а всадник — проводник в него, предполагают исследователи. Фигурки из двух треугольников, касающихся острыми концами, могли символизировать держащихся за руки людей.
— Делалось все на глаз, не было кальки. Ширина ткани была узкой. Иногда вышивка делалась на двух полотнах, потом они аккуратно сшивались, совмещая рисунки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева.
Вышивка на усишинских платках тоже была разной. Есть полотнища, вышитые цветными нитками, чаще черными, зелеными, красными и реже —розовыми. На других платках использована только нить коричневого цвета и строгие геометрические узоры.
Искусство уходит в землю
Усишинские рукодельницы в силу разных причин перестали вышивать свои ритуальные платки в 20−30-е годы прошлого века. Со временем практически все образцы искусства в буквальном смысле слова ушли в землю со своими хозяйками.
— Мы видим только то, что случайно осталось, — незаконченные вышивки. Недавно я решила посчитать, сколько вышивок осталось в Дагестане. Они есть в музеях, в частных коллекциях. Всего около сорока образцов. В самом селе Усиша их только четыре, — говорит заведующая сельским музеем.
Часть образцов хранится в Национальном музее имени Тахо-Годи в Махачкале. Им не меньше 200 лет, уверяет Мирзаева.
В наши дни в Дагестане возрождают старинное искусство. Студенты художественного училища имени Джемала уже около десяти лет изучают орнаменты и методики предков, переносят на ткань с помощью кальки узоры со старинных платков. В музеях же читают лекции о почти исчезнувшем искусстве в надежде на его ренессанс.