Поймать баланс: как проходит реставрация Соловецкого монастыря
Голос современного Соловецкого монастыря - это колокольный звон во время православных праздников, а также... звуки стройки в будние дни. Но гул техники, стук молотков и суета людей в касках не раздражают, а, наоборот, радуют: это значит, что реставрационные работы накануне празднования 600-летия основания первого монашеского поселения Соловков не останавливаются. Спецкор "РГ" выяснила, каким мы увидим монастырь в 2029 году.
- Посмотрите, на Никольском храме установили новые главки, - показывает мне сияющие на солнце кресты представитель Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Денис Яковлев. - Интерьер храма уже восстановили, сейчас здесь реставрируются фасады, останется воссоздать иконостас.
Укрыта лесами иконописная палата - ждет, когда пробьет ее реставрационный час. В завершающей стадии и Святительский корпус. А совсем недавно на Благовещенской церкви обители укрепили новый крест взамен старого, который около пяти лет назад был сорван штормовым ветром. Плюс к этому главу над куполом храма "одели" в новый лемех - деревянную северную черепицу. Остались работы по фасаду, кровле, а также внутренняя реставрация. В том числе - средневековых северных росписей.
Экскурсовод ведет туристов по только что отреставрированным монастырским мельнице и портомойне (прачечной): "Роль стиральной машины тогда играл быстрый поток воды - белье опускали в него в корзинах. Этот же поток приводил в движение и мельницу XVIII века".
Вода и сегодня продолжает подпитывать канал, прорытый монахами из Святого озера в сторону моря прямо под монастырем. Реставраторы хотят его полностью остановить, чтобы предотвратить разрушение монастырских корпусов: сейчас сложный и затратный гидропроект обсуждается.
А ведь еще недавно вместо прачечной и мельницы были руины, а туристам приходилось включать фантазию, чтобы представить их внешний вид. Сейчас, после реставрации, для этого достаточно спуститься и подняться по лестницам, увидеть, где проходят каналы, услышать "голос" воды, изучить мельничные колеса... Тем временем по соседству с прачечной скоро откроется Братская баня - монастырскую парную и купель уже отреставрировали под современное использование. Незадолго до этого фасадам бани вернули исторический облик.
Но неслучайно Соловки называют архипелагом особого назначения: стандартные решения здесь, как правило, не приживаются, из-за чего завизированные в документах цифры и даты часто "плавают".
- Нередко проектную документацию приходится корректировать уже в процессе работ. Сняли штукатурку на участке стены - а там исторический проем заложен. В итоге работы приходится приостанавливать на неопределенный срок, - рассказывает руководитель группы реставраторов Денис Пчельников.
Тем временем каждый гвоздь на Соловках стоит в десять раз дороже, чем на Большой земле. К тому же здесь, на арктических островах, нельзя "сходить в магазин", чтобы купить все необходимое. Легенда о том, что одному из подрядчиков пришлось везти на Соловки тонну гипса самолетом, имеет вполне реальную основу.
- Если в период навигации что-то не предусмотреть, что потом самолетом доставить невозможно, планы и сметы пойдут насмарку. А обеспечение рабочих бригад здесь очень дорогое, - поясняют реставраторы. - Можете представить, во что обойдется простой? Особенно если учесть, что продукты и жилье в поселке во время горячего сезона почти в два раза дороже, чем на материке.
Соловкам не подходят готовые решения. Причем уникальны не только сами проекты реставрации, но и способы их воплощения в жизнь, которые часто приходится изобретать прямо на месте. Перед реставраторами Никольской башни кремля, к примеру, стояла задача не только найти, но и поднять на высоту огромные корабельные лиственницы диаметром более полуметра.
- Если ты их вначале поднимешь на первый ярус башни, как потом поднимешь на второй, c учетом того что старые балки уже сгнили? Одним словом, уравнение с тремя неизвестными. А как его решить, здесь, на Соловках, уже никто не помнил, - рассказывает Денис Пчельников.
В итоге "неизвестные" вычисляли сами. Из современных механизмов в помощь реставраторам был только манипулятор, который подвозил вековые деревья к стенам. Дальше работали дедовским способом, используя ручные лебедки и полиспасты. Двухтонные лиственницы рабочим приходилась "возносить" на ярусы, "взяв" их за центральную часть - там, где находится центр тяжести:
- Приподнимали, на весу ловили баланс и только потом начинали дальнейший подъем. Это было необходимо для того, чтобы свободно маневрировать балками в пространстве и точно устанавливать их в гнезда.
Собственно, "ловить баланс" на Соловках приходится во всем. Чего стоят два слоя бересты, которую пришлось укладывать в потолочные гнезда в качестве "постели" для лиственниц. Если бы за основу для этого взяли требуемые методики, по которым балки должны "зачеканиваться" раствором, потолки начали бы гнить.
Кстати, лиственницы нужных размеров удалось найти только на Алтае. Из древних, монастырских, в живых осталась лишь одна балка. Реставраторы считают, что эта лиственница лет на 400 старше самой Никольской башни и "поселилась" на ее потолке в конце XVI века во время строительства.
Сложно не обратить внимание и на то, что в башню ведут массивные ворота с коваными гвоздями - каждый ковался отдельно. Зато подстава, в которые укладываются дверные петли ворот, сохранились здесь с XVI века. Вот так, посреди современности, в Никольской башне за нами "подглядывают" века. Хотя мастера искусственно состарили ступени и перекрытия, артистически приблизив башню к средневековым исходникам.
Восстановили они и проемы для отражения неприятеля кипятком и смолой. Те, что пригодились только в XVII веке во время знаменитого Соловецкого сидения, когда монахи не приняли никоновскую реформу и почти восемь лет весьма успешно противостояли царским стрельцам.
Зато сегодня Никольская башня вполне мирно встречает гостей - впервые с царских времен, когда в конце XIX столетия здесь прохудилась крыша и начали гибнуть перекрытия.
Тем временем уже определен подрядчик по реставрации Благовещенского корпуса обители - в навигацию 2026 года сюда начнется подвоз строительных материалов с материка.