В Пушкинском покажут шедевр, который добирался до музея целый век
В Музее изобразительных искусств завершается один из самых заметных проектов этого сезона "Новые шедевры Пушкинского. Выставка одного произведения". Задумка была такая: в течение десяти недель показать пять уникальных памятников культуры, которые были приобретены музеем в последнее время.
Сейчас в Пушкинском еще можно увидеть самую большую гравюру, когда-либо выполненную по рисункам Питера Брейгеля Старшего - "Морское сражение в Мессинском проливе" Франса Хейса, XVI век. До этого здесь показали магический жезл, памятник древнеегипетского искусства эпохи Среднего царства, "Портрет офицера" великого портретиста эпохи Людовика XIV Никола де Ларжильера, а также рисунок "Два мексиканца" одного из ведущих мастеров Парижской школы Леонара Фужиты.
А уже 2 сентября зрителям впервые покажут картину, история которой, по мнению сотрудников музея, достойна большой экранизации, причем в детективном ключе.
"Мадонна с Младенцем" Джованни Франческо Барбьери, прозванного Гверчино, была написана в середине 1640-х годов, последними европейскими ее владельцами были супруга Наполеона императрица Жозефина и ее дочь Гортензия. В России картина появилась благодаря Александру I: купил для Императорского Эрмитажа. В 1924 году ее передали в Музей изящных искусств (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина), однако до запасников работа Гверчино не доехала, по линии внешторговой организации ее попытались продать за рубеж. Тем не менее шедевр остался в России и попал в частную коллекцию. С середины 1980-х "Мадонна с Младенцем" находилась в собрании художника Ильи Глазунова, в ГМИИ им. А.С. Пушкина поступила от его дочери Веры Глазуновой.
"Приобретение музеем произведения столь высокого уровня - уже само по себе событие. Однако в данном случае это еще и возвращение работы в музейный фонд России, где она находилась более ста лет", - подчеркивает научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
После завершения выставки картина займет свое место в постоянной экспозиции.
А что с проектом? По словам директора музея Ольги Галактионовой, он вызвал огромный интерес у публики: "В будущем мы планируем показать еще серию новых поступлений в нашу коллекцию".
Справка РГ
Гверчино написал картину "Мадонна с Младенцем" в середине 1640-х годов, в период творческой зрелости. В ней встречаются характерные для работ того времени тип лица Мадонны, легкий наклон головы и мягко написанные глубокие тени. Мастерство художника проявилось в аранжировке складок, увлекающих причудливой игрой и наполняющих картину движением внутренней жизни. Горячим поклонником творчества Гверчино был Диего Веласкес, считавший болонского мастера одним из выдающихся колористов, а среди русских художников его произведения высоко ценил Александр Бенуа.