Православные 28 августа отмечают Успение Пресвятой Богородицы

28 августа православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в отношении Божьей Матери - смерть, кончина. Но почему же в честь смерти Матери Христа установлен праздник? Чему мы радуемся в этот день? И зачем так важно понимать его суть?

Православные 28 августа отмечают Успение Пресвятой Богородицы
© Российская Газета

На первый взгляд радоваться дню кончины, даже если она торжественно называется "Успение", - это перебор. Похоже на насилие над естественными чувствами, а ответ: "Смерть - это рождение в вечность" - кажется натяжкой. Ведь опыт учит: любое столкновение с беспощадной необратимостью смерти сопровождается болью, страхом, тоской, опустошенностью, горем. И Церковь не отрицает право человека на эти чувства. Достаточно сказать, что Иисус плакал у гроба любимого друга Лазаря. Зная, что воскресит Лазаря, Спаситель, как пишет евангелист Иоанн, "прослезился". Почему? Потому что гибель живого - извращение Божьего замысла о человеке: Бог смерти не сотворил, и тление того, что призвано жить, творить, любить, противоестественно. Поэтому наша душа безошибочно верно реагирует тоской и трепетом на приближение леденящего холода лезвия, безвозвратно рассекающего мир на "здесь" и "там".

Считая день смерти праздником - а это касается не только Успения Пресвятой Богородицы, но и дней памяти святых, которых мы вспоминаем не по их дням рождения, а по дням их ухода, - христианство ни в коем случае не идеализирует смерть. Она против ее облегченного, инфантильного понимания: "Там лучший из миров". Перешел роковую черту, и все, праздник - избавился уж если не от мук и страданий, то от проблем. Нет! Это губительная ложь, активно навязываемая нам, и особенно молодежи, в том числе культом смерти, культом ее бездарной атрибутики. Ложь, стирающая естественный барьер страха живого перед мертвечиной. И тут Церковь категорична.

Она честно доносит до нас факт воистину поразительный. Вдумайтесь: чувствуя приближение кончины, Богородица молится о том, чтобы непреткновенно, то есть беспрепятственно, пройти посмертные мытарства. Но что такое мытарства? Испытание нашей бессмертной души, отделившейся от тела и в сопровождении ангелов восходящей к Богу. Частный суд над человеком, подведение итогов земной жизни при участии ангелов и падших духов, которые тут орудия Божьего правосудия. Посмертные мытарства образно сравнивают с таможенными постами, где душу встречают падшие духи, ее истязатели, мытари, старающиеся найти в душе сродство со своею греховностью, обнаружить гнездящиеся в ней страсти, обличить душу в содеянных грехах и затем низвести ее в ад. На мытарствах наши грехи признаются заглаженными, если мы успели или в них покаяться, или совершить противоположные добрые дела. По сути это главный экзамен нашей жизни. Причем без права пересдачи.

Но вернемся к Богородице, обдумаем все по пунктам. Безгрешная. Мать Спасителя, Сына Божьего. Не только смиренно переносящая всю боль, все страдания, но и стойкая, мужественная. Сумевшая понести немыслимо тяжкие испытания - достаточно вспомнить, как Мария стояла при Кресте Своего распятого Сына. Понимающая, Кто есть Ее сын, верующая в Него. Жаждущая встречи с Ним там, в мире горнем. И теперь, учитывая хотя бы то, что мы кратко здесь перечислили, давайте выделим суть.

Чувствуя конец дней земных, Богородица усиленно, сугубо молится. Не потому, что боится смерти, нет, так говорить некорректно! Она осознает мучительную трудность, опасность последнего пути! И просит Господа о помощи. Вот это стоит запомнить всем, кто по легкомыслию считает переход из мира нашего в мир оный чем-то вроде перезагрузки: миг - и ты избавлен от вирусов, болезненных зависаний, сбоев в программе несовершенной действительности. Если бы!

Молитва Пресвятой Богородицы получает ответ. "Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами, - читаем у профессора богословия Скабаллановича. - Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви".

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний апостолов видно, что после Вознесения Господа на Небо Богородица жила в Гефсимании, в доме евангелиста Иоанна. Там Она и скончалась. Когда на третий день после Ее успения апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. "Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением, или упокоением мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу?" - спрашивает святой Иоанн Кронштадтский. И отвечает: преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни. Не случайно на иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую, чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь.

Но что нам сулит этот единственный в своем роде переход из мира бренного в мир горний? Почему Церковь призывает нас радоваться в этот день? "Потому, - отвечает святой Иоанн Кронштадтский, - что гроб Богородицы, ставший для Нее дверью к Небесному Царствию, непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти". Богородица наша, она полностью человеческого рода, только безгрешна. Значит, душа действительно бессмертна и "воскресение возможно и для человеков". Это первый повод возрадоваться. Второй сформулировал Лермонтов: "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою / Пред твоим образом..." Поэт называл Богородицу "Теплой Заступницей мира холодного", и эту материнскую любовь и теплоту может почувствовать каждый, с верой и молитвой обратившийся к Ее Пресвятой Милости.

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой.